Эволюция теории менеджмента кратко. Эволюция менеджмента, становление теории и методики

XX век - это время возникновения и эволюции науки управления, или науки об управлении в технико-технологических, биологических и социальных системах.

Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и использованию элективных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый род деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.

Попытки систематизации управленческого опыта были еще в первой половине XIX века в Англии. Первый своеобразный учебник по управлению - книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Беббиджа «Экономика машин и производства» (1832 г.).

Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды на управление он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.).

Основы системы Ф. Тейлора:

  • умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
  • подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида работы;
  • обучение и тренировка рабочих;
  • сотрудничество администрации и рабочих. Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы».

Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

  1. определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
  2. подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениям; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово-распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
  3. стандартизация орудий труда, инструмента, рабочих операций и движений;
  4. создание распределительных бюро - определение видов работы и расстановка по ним исполнителей;
  5. введение инструкционных карт;
  6. дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
  7. калькуляция затрат на производство.

Другим представителем «организационной школы » является Г. Форд (1863-1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).

В период индустриализации в СССР некоторые рабочие, инженеры и руководители стажировались на заводах Г. Форда, осваивая технику, организацию труда и управление производством.

Основные принципы системы Г. Форда:

  • массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера;
  • непрерывность и подвижность процесса производства;
  • максимальный темп работы;
  • новая технология на основе поточного производства;
  • точность как стандарт и качество продукции;
  • определяющая роль технико-технологической системы;
  • экономический эффект системы;
  • не быть зависимым от человека, его слабостей.

Значительный вклад в науку и практику организационного менеджмента внес Г. Эмерсон (1853-1931). В знаменитой работе «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) он первый дал понять значение и силу принципов производительного труда, считая, что «...правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения...» . К этим принципам относятся: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные писаные инструкции; вознаграждение за производительность.

Классиком «организационной школы» считается также француз Анри Файоль (1841-1925), проработавший с 1860 по 1918 г. в крупной горно-металлургической компании «Комамболь». В 1888 году он принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и в последующем превратил ее в одно из самых процветающих предприятий Франции.

Обобщая свой богатый практический опыт работы в качестве руководителя, он первым создал «теорию администрации», изложив ее в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). А. Файоль считал, что на предприятии выполняется шесть групп операций:

  1. Технические - производство, выделка и обработка.
  2. Коммерческие - покупка, продажа, обмен.
  3. Финансовые - привлечение средств и распоряжение ими.
  4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
  5. Учетные - бухгалтерия, калькуляция, учет и статистика.
  6. Административные - предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Он впервые определяет установки (качества), которыми должен обладать персонал предприятия для выполнения вышеназванных операций (функций):

  1. физические качества: здоровье, сила, ловкость;
  2. умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;
  3. нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;
  4. общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций;
  5. специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции;
  6. опыт: знания, вытекающие из практики.

Деятельность администратора, по А. Файолю, имеет свою специфику. В ней нет ничего негибкого и абсолютного. Вопрос заключается в чувстве меры - производной такта и опыта. В своей практике А. Файоль использовал следующие принципы управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.

Таким образом, все то, что было наработано в научном и практическом отношениях представителями данной школы, стало классическими составляющими управления. Поэтому она была названа также «традиционной».

Основной организационный инструментарий , созданный в рамках этой школы, обозначается с помощью следующих понятий:

  • процесс и организация труда;
  • нормы и нормативы;
  • инструкции;
  • анализ работы;
  • подбор персонала;
  • обучение и тренировка работников;
  • оплата и системы оплаты труда;
  • подсчет затрат и учет;
  • принципы производительности и управления;
  • функции руководителя;
  • требуемые знания,
  • навыки и умения.

Весь этот инструментарий используется и сегодня при организации социальной работы и управления ею.

Вслед за «организационной школой» появилась теория «человеческих отношений », основоположником которой был Элтон Мэйо (1880-1949), считавший, что социальное управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927-1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменении в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы - личные и групповые.

Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике:

  • человеческие отношения;
  • условия работы;
  • отношения «руководитель - подчиненные»;
  • стиль руководителя (лидера);
  • мотивация труда;
  • психологический климат в группе (коллективе) и его улучшение.

Один из важнейших выводов в рамках «школы человека» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие дисциплины» - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и другие.

Следующая школа - кибернетическая - оказала поистине революционное влияние на развитие практики и науки управления в технических, технологических, биологических, экономических и социальных системах.

Основоположник этой школы - американский профессор Н. Винер (1894-1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.). Название, избранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает « кормчий ». Это слово использовал в свое время древнегреческий философ Платон, называвший так искусство управлять кораблем. А французский физик Андре Ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку об управлении человеческим обществом.

Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Управленческий труд - это труд, в основе которого лежит информация. Без информации нет управления. Кто владеет информацией, тот и управляет. Управление - это не море, а океан информации. Эти фразы очень точно выражают информационную грань управления.

Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в самом начале развития информационных систем, технологий и технических средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлять им в нужном режиме.

Наряду с «революционными управленческими школами» существует еще школа, которая не сделала громких открытий, а просто «шла от практики». Это эмпирическая школа , представители которой во главу угла поставили:

  1. конкретные условия, конкретную ситуацию, цель, задачу, проблему;
  2. нахождение средств, форм и методов, позволяющих решить данную проблему, задачу и т.д.;
  3. накопление необходимого опыта управления, руководства, его самооценка;
  4. учебу «на ходу», приобретение необходимых знаний, навыков и умений на практике, в общении со специалистами, руководителями, которые являются профессионалами в своем деле;
  5. использование опыта людей, отошедших от активной деятельности, в качестве консультантов, экспертов. Не использовать знания знатоков - значит проходить мимо информационных банков, обладающих подчас уникальной информацией.

Именно эта школа привнесла новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту - разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования действий и решений в определенных условиях.

Основной понятийный инструментарий эмпирической школы:

  • конкретные условия;
  • конкретная ситуация, проблема, цель, задача;
  • средства достижения цели;
  • методы подготовки и принятия решений;
  • конкретный опыт;
  • памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха» и т.д.

Литература по менеджменту очень разнородна. Один из ее видов - так называемые «книги об успехе» -опыт конкретной фирмы, выдающегося менеджера.

И, наконец, еще одно направление, внесшее значительный вклад в науку и практику социального управления - школу социальных систем . Данная школа не только впитала то, что было разработано в других теориях, но и выработала собственный инструментарий - системный подход к явлениям, процессам, организациям.

Системный подход - это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определенным образом взаимосвязаны: организационная, психологическая, социально-психологическая, экономическая, политическая, демографическая, информационная, технологическая, техническая, экологическая, этническая, историческая, коммуникационная и другие.

Образно говоря, «школа социальных систем» дает в руки разнообразный оценочный и деятельностный инструментарий, который не позволяет, «говоря о голове, увязнуть хвосту» и, наоборот, «смотреть на хвост, забывая о голове». К нему относятся следующие понятия: система, подсистема, элемент; системный подход; системный анализ; структуризация целей, задач; внутренняя и внешняя среда; набор, оценка и выбор средств достижения цели, решения задач; оценка связи «цель - средства - результаты»; предвидение и сценарии событий и др.

Таким образом, социальное управление, рассматриваемое с точки зрения науки и практики, «наработало» большое количество теорий, методов исследования (диагностики), методик самой различной направленности и содержания, подходов, аналогов, типовых решений, обучающих средств и технологий.

Эволюция менеджмента - это процесс его исторического развития, изменения и оформления в систематизированную научную дисциплину.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Эта концепция развивалась в течение длительного периода времени, начиная со средины XIX в. до 20-х г. XXв.

Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке. Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. В начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную инициативу. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку в XIX веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты поддерживали идею получения образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.

Появление и оформление управления как науки частично было ответом на потребности большого бизнеса, а частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.

Как самостоятельная теоретическая дисциплина, менеджмент возник на рубеже XX века. В этот период впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Несмотря на то, что основная задача менеджмента сводилась к достижению возможно более высокой отдачи от труда рабочих на основе авторитарного стиля руководства, уже в этот период наметилась тенденция к переходу от принципа надзора за трудом к принципу его организации на научных основах. Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента принято рассматривать с выделением подходов и научных школ управления.

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, областях, связанных с управлением, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и других. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления.

Подход с позиции выделения различных школ в управлении позволяет рассматривать управление с различных точек зрения - с позиции школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления и количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов? люди, структура, задачи, технология, ? ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует великое множество факторов, воздействующих на организацию как внутри нее, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять ею. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

При более детальном изучении истории менеджмента можно выделить такие этапы его развития:

· Научные школы. Ее представителями были: Роберт Оуэн (1771-1858 г.), Чарльз Бэббидж (1792-1871 г.), Генри Тоун (1844-1924 г.) и другие.

· Классическая теория управления:

Ї научный менеджмент. Представители - Фредерик Тейлор (1856-1915 г.), К.Берк (1860-1939), Френк (1868-1924) и Лилиан Джилберт (1878-1972г.), Генри Гантт (1861-1919 г.) и другие:

Ї административный менеджмент - Анри Файоль (1841-1925 г.), Г. Форд (1863-1947 г.), Честер Бернард (1886-1961 г.), О. Челдон (1894-1951г.);

Ї бюрократичный менеджмент - Макс Вебер (1864-1920 г.).

· Бихевиористская теория:

Ї ранний бихевиоризм - Д. Уотсон (1878-1958 г.), Хьюго Мюнстберг (1863-1916 г.), Мэри Фоллетт (1868-1933 г.);

Ї школа человеческих отношении - Элтон Мэйо (1880-1949 г.), Фрид Ротлисбергер (1898-1974 г.);

Ї бихевиористский научный подход - Дуглас Мак-Грегор (1906- 1964г.), Абрахам Маслоу (1908-1970 г.).

Современные подходы к менеджменту:

Ї количественные методы,

Ї операционный научный подход,

Ї операционный менеджмент,

Ї информационные системы.

Основные научные школы менеджмента

Рис.

Школа научного управления (1885--1920 гг.).

Ее основатели -- Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд -- полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

Главные идеи в области менеджмента сформулировал Ф. Тейлор в виде принципов "научного управления":

разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

оплата по результатам труда;

использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).

Административная школа управления (1920--1950 гг.).

Основатели школы? А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон? пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности.

А. Файоль разработал 14 общих принципов управления организацией.

Применение этих принципов в практической деятельности должно носить гибкий характер, и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

(начиная с конца 30-х годов по настоящее время).

Создатели школы -- Э. Мэйо, Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, А. Маслоу, Мак-Грегор и др.

Отличительная характеристика этой школы -- перенесение центра внимания в управлении на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т. е. социологии и психологии.

Основные идеи школы:

управление -- социально-психологический, а не экономический процесс;

в основе управления находится человек, неповторимая личность с его интересами, потребностями и мотивами;

человек -- социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника;

на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

Количественная школа, или новая школа науки управления

(начиная с 60-х годов по настоящее время).

Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

Ее представители -- Р. Аккоф, С. Вир, Д. Экман, А. Энтховен, Э. Квейд -- рассматривают управление как логический процесс, кото-рый может быть выражен математически.

В 60-е годы XX в. началась разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений.

Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей; в развитии и использовании количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.

Развитие производительных сил и управления

В соответствии со стадиями развития технологий и производительных сил общества выделяют три типа управления: традиционное управление, управление промышленной стадии, управление постиндустриальной стадии.

То, что принято называть традиционным управлением , наиболее характерно для первого (доиндустриального) этапа развития промышленного производства, на котором еще не получила широкого распространения машинная технология. В этот период определяющими в процессе производства, были возможности работника, его умственные и физические способности, навыки. Управление ориентировалось на человека. Подготовка «мастера» занимала многие годы, а производительность труда была невысокой. В Европейских странах этот тип производств и управления преобладал до середины XIX века.

Индустриальная стадия развития производства и, соответственно, промышленный тип управления , основаны на пооперационном разделении труда. Техника и технология определяют как качество, так и количество продукта и формируют содержание труда основной массы участников производства. С организационной точки зрения, человек играет роль придатка к машине, и управление строится от машины. Промышленный тип производства позволил резко повысить производительность труда, снизить требования к квалификации рабочих и сократить время на их подготовку.

В последней трети XX века научно-техническая эволюция существенно изменила роль человека в процессе производства и, прежде всего, характер его взаимодействия с техникой. Автоматизированные линии и целые заводы стали почти самостоятельно выпускать продукцию в соответствии с технологией, разработанной человеком. Управление постиндустриальной стадии ориентировано на работника интеллектуального труда, высокой квалификации, способного обслуживать сложные машины. Такое изменение позиции человека в процессе производства означает коренную перестройку управления, оно становится идущим от человека, а не от машины. В результате, в начале XXI века в наиболее развитых странах интеллектуальные работники стали преобладать по отношению к работникам физического труда.

Важным моментом в развитии управления играет построение информационного общества, начавшееся 80-е годы ХХ века. Это привело к радикальным изменениям в материальном производстве, мировоззрении, быте, образовании, искусстве и культуре. Если для доинформационного общества характерен принцип «Каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «Каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими». Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливается к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом.

Эволюция теории управления

Наука управления развивалась в соответствии с научно-техническим прогрессом, становлением производительных сил, производственных и общественных отношений, информационных технологий, изменением требований к бизнесу.

На начальной стадии развития учений об управлении, внимание уделялось отдельным аспектам управления, т.е. изучалось одно какое-то явление. С углублением и расширением знаний в этой сфере стали использоваться системный, процессный и ситуационный подходы, что позволило увязать многие составляющие процесса управления в единое целое.

Первым ученым, описавшим управление, считается французский экономист Ж.-Б. Сэй, который в начале XIX века применил понятие «антерпренерство» для обозначения умения определять наиболее рациональные способы использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства.

Становление менеджмента как науки относят к концу XIX -- началу ХХ в. Первой теоретической школой менеджмента стала научная школа , формирование которой происходило в период с 1890-е -- 1920-е гг. Ее появление было обусловлено техническим прогрессом и потребностью во всесторонней рационализации производства на основе разделения труда. Наиболее заметным вкладом этой школы в современный менеджмент стали: теория научной организации труда Ф. Тейлора, разработки Ф. и Л. Гилбретов, Г. Гантта.

Административная, иликлассическая, школа развилась как одно из направлений научной школы и сконцентрировала внимание на управленческом труде. Ее основу составили общие функции и принципы управления А. Файоля, теория Г. Эмерсона, философия менеджмента О. Шелдона, теория бюрократического построения организации М. Вебера, а также разработки Дж. Муни, Л. Урвика, С. Дэвиса и др.

Особо следует отметить клад А. Файоля, который выделил управление в самостоятельную науку, сформулировал базовые принципы управления и впервые описал процесс управления.

В 1930-е гг. появляется школа школа человеческих отношений обратившая внимание на рольчеловека в организации и доказавшая, что на производительность труда наряду с материальными стимулами воздействуют и социально-психологические факторы. Она объединила таких ученых, как Э. Мэйо, М. П. Фоллет, Ф. Ролитсбергер, У. Фотч, Ч. Белл, У. Мур, Ж. Фриман, Р. Лайкерт и др.

В 1940 -- 1950-е гг. происходило формирование бихевиористской школы менеджмента (школы поведенческих наук ), которая выросла из школы человеческих отношений. Отличительной чертой этой школы стала ориентация на поведение человека, его реакцию на различные внутренние побуждения и внешние стимулы. Ее представили А. Маслоу, К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, К. Альдерфер, Д. Мак-Грегор, Э. Шейн, В. Врум, Д. Кун и др.

Параллельно в 1950-е развивалось новое направление – так называемый системный подход , который рассматривает организацию как единое целое, состоящее из многих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Базируясь на концепции общей теории систем биолога Л. фон Берталанфи, это направление применительно к управлению разрабатывали Н. Винер, А. Богданов, К. Шенон, Ч. Барнард и др.

В 1960-е гг. на базе предшествующих направлений появилась эмпирическая (прагматическая) школа управления , или менеджмент бизнеса, которая сконцентрировала свое внимание на разработке практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности управления. Она связана с именами П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и многих других.

Сформировался ситуационный подход , который утверждал зависимость управления от сложившейся обстановки.

Был обоснован количественный подход, предполагающий количественную оценку управления по результатам деятельности. Он опирается на теории частного равновесия У. Дженсона и О. Курно и общего равновесия А. Вальраса и В. Парето.

Создается концепция стратегического управления, утверждающая необходимость ориентации управления на результаты в будущем.

Выделяютсяв специальные направления операционный менеджмент и управление персоналом .

Разрабатывается процессный подход организующий взаимодействие исполнителей работ на основе взаимосвязанных бизнес-процессов.

В 1970-е г. общество обращает внимание на социальную ответственность бизнеса и в управлении развивается направление социальной ответственности .Наиболее яркие представители-- Э. Карнеги, Р. Вуд, М. Фридмен, К. Дэвис и др.

В 1970 -- 1990-е гг. высокие темпы развития технологий открыли качественно новый этап в истории экономики и новую страницу в управлении организациями. Большое влияние на управление оказала компьютеризация. Создание глобальной информационной сети способствовало ускорению процессов интеграции, глобализации и международной кооперации.

В 1980 -- 1990 гг. создаются теории менеджмента цепочки ценности, организационной культуры, инноваций и лидерства.

XX в. продемонстрировал динамичное развитие науки управления, причем все учения используются современной теорией и практикой. Однако развитие управленческой науки продолжается, так как практика открывает ранее неизвестные стороны и проблемы.

План лекции:

1. Основные этапы развития менеджмента. Современная система взглядов на управление за рубежом;

2. Основные школы управления;

3. Научные подходы к менеджменту;

4. Развитие менеджмента в России. Прежняя и новая парадигмы управления в России.

1. Основные этапы развития менеджмента.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент существовал всегда там где работали люди, и как правило в трех сферах человеческого общества:

политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;

экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.).

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента выделяют несколько исторических периодов:

I период – древний период (9-7 тыс.лет до н.э. до 18 в н.э.). прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины, вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности. примерно в 9-7 тысячелетии произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, что стало точкой отсчета в зарождении менеджмента. В Др.Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. в 3000-2800 гг. до н.э. сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (писцы, чиновники и др.). Одним из первых, кто дал характеристику управлению был Сократ (470-399 гг. до н.э.), он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

А.Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками (определил понятие стратегии и тактики). Естественно что приведенные примеры не охватывают все события, а лишь обращают внимание на основные вопросы интересовавшие общество на ранних стадиях развития менеджмента.

II период – индустриальный период (1776 – 1890 гг.) Наибольшая заслуги в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он является не только представителем классической политэкономии, но и специалистом в области управления, т.к. провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Р.Оуэну принадлежат идеи гуманизации управления, признания необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих (что актуально и сейчас).

Переворот в теории и практике управления связан с именем Ч. Беббиджа (1833 г.), который разработал проект «аналитической машины» – прообраза современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период – период систематизации (1856 - 1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяются и совершенствуются научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды.

То, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции в 19 в. Возникновение фабрики, как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей, означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать самостоятельно за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельцев на местах, это и были первые менеджеры.

IV период – информационный (1960 г. – настоящее время). В настоящее время для принятия любого управленческого решения требуется огромное количество информации, которую обрабатывают с помощью математических приемов и вычислительной техники. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически. Появились системный, ситуационный и процессные подходы (Кабушкин, с. 7-10).

Современная система взглядов на управление за рубежом (основные положения были сформулированы в 70-80-е гг. ХХ века) . Основные положения:

– предприятие это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;

– ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей;

– ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции;

– главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;

– система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.

Причины возникновения:

– НТП, концентрация научного и производственного потенциала;

– в послевоенный период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях;

– производство все больше ориентируется на специализированные запросы потребителей, т.е. на большие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

Принципы управления в новой парадигме:

– лояльность к работающим;

– ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

– коммуникации, пронизывающие форму по горизонтали и по вертикали;

– атмосфера в фирме, помогающая раскрытию способностей работающих;

– установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

– своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

– методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

– непосредственное участи менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;

– умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;

– этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

– честность и доверие к людям;

– опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

– качество личной работы и ее постоянное совершенствование. (Менеджмент в схемах, с. 8)


2. Основные школы управления.

Школа научного управления (рационалистическая школа) (1885-1920 гг.) связана с работами Фридерика Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта, Г.Эмерсона, Г. Форда.

Методология школы :

1) создатели школы считали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда;

2) первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилбреты изучали операции используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражом, фиксирующим интервалы до 1/200 секунды, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы.

Отношение к человеческому фактору:

1) систематическое стимулирование работников с целью их заинтересованности в росте производительности труда и объемов производства;

2) введение перерывов в производстве, в т.ч. для отдыха;

3) установление выполнимых производственных норм, и дополнительные платежи тем, кто превосходил их;

4) признавалась важность отбора людей физически и интеллектуально соответствовавших выполняемой работе, обучение работников.

Отделение функций управления от работы:

1) представители школы выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы;

2) работа по управлению – это определенная специальность, и организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что делает успешнее всего;

3) управление стало признаваться как отдельная область, хотя представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.

Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) связана с работами Анри Файоля (руководитель французской компании по добыче угля ), Линдала Урвика (консультант по вопросам управления в Англии ), Джеймс Муни (вице-президент компании Дженирал-Моторс ), Э.Рейли, Л.Гьюлика,У.Ньюмана, Э.Аллена, М.Вебера.

Цель школы – создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

1) связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Определяя основные функции бизнеса, как финансы, производство и маркетинг «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на группы и подгруппы.

2) связанные с построением структуры организации и управления работниками. Рациональная бюрократия Макса Вебера.

Особенности школы:

1) представители школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе;

2) их исследования были направлены на повышение эффективности работы всей организации;

3) представители школы старались взглянуть на организацию с т.з. широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

14 принципов управления А.Файоля:

1) разделение труда. Выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях, за счет сокращения числа целей на которые должны быть направлены внимание и усилия;

2) полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность – ее противоположность;

3) дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, справедливость применения санкций;

4) единоначалие. Получение приказов только от одного непосредственного руководителя;

5) единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

6) подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

7) вознаграждение персонала. Для обеспечения верности и поддержки работников они должны получать справедливую зарплату;

8) централизация. Обеспечение наиболее правильного соотношения между централизацией и децентрализацией;

9) скалярная цепь, т.е. ряд лиц стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз до руководителя низового звена, не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

10) порядок. Место – для всего, все – на своем месте;

11) справедливость – сочетание доброты и правосудия;

12) стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;

13) инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

14) корпоративный дух. Союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и поведенческие науки (1950 г. – настоящее время).

Представители школы человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. Представители (более позднего) поведенческого направления школы: К.Аджирис, Р.Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф.Герцбер, Ч.Бернард и др.

Особенности школы человеческих отношений:

1) осознание человеческого фактора как основного элемента эффективной организации (в отличие от предыдущих школ);

2) эксперименты Э.Мэйо (хоторнские) открыли новое направление в теории управления. Четко разработанные рабочие операции и хорошее вознаграждение не всегда ведут к росту производительности труда, в отличие от сил возникающие в ходе взаимодействия между людьми;

3) более поздние исследования (А.Маслоу и др. психологов) позволили понять причины этого явления. Мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег (общение, уважение, самовыражение).

Особенности развития взглядов на управление в поведенческих науках:

1) представители этого направления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций, изменения содержания работы и КТЖ;

2) помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями;

3) основная цель школы – повышение эффективности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов;

4) главное – правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.


Школа науки управления (количественных методов) (1950 г.

– настоящее время).

Представители: Р.Акофф, Л.фон Берталанфи, С.Бир, Ф.Гольдбергер, Д.Форсрестер, Р.Люс, Л.Клейн.

Особенности школы:

1) формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целостного без выделения ее частей. По своей сути исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации;

2) после постановки проблемы группа специалистов по исследованию разрабатывает модель ситуации. Модель – форма представления реальности, упрощающая ее, облегчающая понимание ее сложностей (карта, глобус). После создания модели переменным задаются количественные характеристики (значения), что позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними;

3) ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Это модели встречающиеся в менеджменте: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и др.

Теория принятия решений – дальнейшее развитие идей школы управления.

Основные направления:

1) разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

2) создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

3) разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в т.ч. моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.

3. Научные подходы к менеджменту.

В настоящее время существуют различные подходы к менеджменту. Наиболее известные и широко применяемые:

1. системный . Позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Первоначально теория систем была применена в точных науках и технике. В менеджменте стала применяться с конца 50-х гг., что явилось успехом школы науки управления. Основоположником являлся Л. фон Берталанфи. Исходным положением системного подхода является понятие цели, наличие которой – важнейший признак организации, по которому данная система отличается от других. Системный подход – это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организациям и управлению .

Система – это некоторая целостность, состоящая из отдельных взаимосвязанных частей (элементов) каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого (все организации являются системами в управлении ).

Типы систем :

– закрытые – имеют жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей ее внешней среды;

– открытые – характеризуются взаимодействием с окружающей (внешней) средой и способны адаптироваться (приспосабливаться) к ней;

Любая система состоит из подсистем. Подсистема – крупная составляющая сложных систем, сама являющаяся системой. В организации подсистемы – это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.


Модель организации как открытой системы:

а) организация получает из внешней среды: информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы – эти компоненты называются входами ;

б) в процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукции или услуги – это выходы ;

в) если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования получается добавочная стоимость входов , в результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации и др.

2. процессный подход . Был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали их как независимые друг от друга. Процессный подход же рассматривает их как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению целей с помощью других – это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций и представляет собой процесс управления.

Существуютразные точки зрения на функции менеджмента :

Файоль выделял пять функций: – предсказывание и планирование; – организовывание; – распоряжение; – координирование; – контролирование;

б) в современной литературе выделяют следующие функции менеджмента: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование;

в) в общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций: планирование (подготовка и принятие управленческого решения); организация; мотивация; контроль. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, предполагающая возможность влияния на отдельных работников и группы т.о., чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для достижения успехов организации.

3. ситуационный подход (мышление об организационных проблемах и их решениях) .

Особенности ситуационного подхода :

а) возможность прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям;

б) центральным моментом является ситуация – конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данное время;

в) руководители могут лучше понимать, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации;

г) подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации более эффективно;

д) подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методология ситуационного подхода к менеджменту:

– менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;

– менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

– менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

– менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретный ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

4. Развитие менеджмента в России. Современная система взглядов на управление в России.

Развитие менеджмента в 17 веке . Начало развития менеджмента в России было положено в 17 в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680 гг.), сделавший по­пытку введения городского самоуправления в западных пригра­ничных городах России. Таким образом, А. Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактическо­го (на микроуровне) менеджмента.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента состав­ляют петровские реформы по совершенствованию управ­ления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового го­сударственного управленческого аппарата. Детализируя и кон­кретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

– развитие крупной промышленности и государственная под­держка ремесленных производств;

– содействие развитию сельского хозяйства;

– укрепление финансовой системы;

– активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инст­рукции и контроль за их исполнением - регулировали различ­ные сферы деятельности государства, по сути это был госу­дарственный менеджмент.

Заслуживают внимания и управленческие идеи ИТ.Посошкова (1652-1726 гг.). К оригинальным идеям которого относятся разделение богатства на вещественное и неве­щественное. Под первым он подразумевал богатство государ­ства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т.По­сошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственны­ми процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в 18 веке . Первая четверть 18 в. была периодом петровского реформирова­ния управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необрати­мый характер.

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П.Волынского (1689-1740 гг.). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750 гг.). В области управления хозяйственными делами России ВН.Та­тищев особое значение придавал управлению финансовой поли­тикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в ин­тересах России.

Во второй половине 18 в. управленческая мысль разви­валась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствова­ния управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российс­кой империи».

Особенности управления экономикой России в 19 в. К началу 19 в. невозможность управления Государством Рос­сийским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

Основные преобразования управления экономикой в начале 19 в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М.Сперанский (1772-1839 гг.). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной мо­нархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М.Спе­ранский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную.

Т.е. законодательные вопросы дол­жны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством – в ведении министерств, ответственных перед Думой.

В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось все­сословное самоуправление.

Развитие менеджмента в 20 в. В начале 20 в. управ­ленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как СЮ.Витте (1849-1915 гг.) и А.С.Столыпин (1862-1911 гг.).

Программа реформ А.С.Столыпина затрагивала все от­расли государственного управления и была рассчитана по за­мыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентра­лизации управления Россией.

Первые шаги в области научного менеджмента российские спе­циалисты сделали задолго до Ф.Тейлора. Так, в 1860-1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана ) разработали методику рациона­лизации трудовых движений, которая получила «Медаль преус­пеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эту ме­тодику сразу же стали активно внедрять английские промышлен­ники.

В 1908 г. в России начали выходить сборники переводов зару­бежных изданий в области научного менеджмента «Администра­тивно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма горный инженер Л.Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А.Пайкин. В ряде выс­ших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:

– введение рабочего контроля;

– создание Высшего совета народного хозяйства;

– образование местных органов экономического управления.

Период «военного коммунизма» характеризуется директив­но-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделя­лось три уровня – высший, средний и низший.

В начале 20-х гг. были предложены «Основные законы научной организа­ции производства и НОТ», во многом сохраняющие значение и се­годня:

1. закон наименьших при цепной связи – конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейших из них, как бы ни были сильны остальные;

2. закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала созда­ются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внут­ренних потребностей - на сторону;

3. закон ритма, в соответствии с которым рациональное функ­ционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы, как производства, так и отдельных работников;

4. закон параллельности и последовательности работ – частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие;

5. закон фронта работ – нагрузка на людей должна соответ­ствовать их реальным возможностям; иными словами, не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один;

6. закон реальных условий – необходимо при организации лю­бой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из ре­альных условий, наличных потребностей и возможных результатов.

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управлен­ческой мысли были 20-е гг., когда в период НЭПа допускалась оп­ределенная свобода не только предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблема­ми политики и идеологии.

Как считают исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления:

1) организационно-техни­ческая – это концепции «организационного управ­ления» А.А.Богданова, «физиологического оптимизма» О.А.Ерманского, «узкой базы» А.К.Гастева, «производственная трак­товка» Е.Ф.Розмировича;

2) социальная – это концепция «организаци­онной деятельности» П.М.Керженцева, «социально-трудовая концепция управления производством» М.А.Витке и теория «административной ёмкости» Ф.Р.Дунаевского.

Впоследствии в управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдель­ных организаций исследования были направлены на решение тех­нических проблем. И лишь в 60-е годы начал возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства: – повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями; – развертывание «Косыгинских» реформ.

В ходе этих реформ предприятиям была предоставле­на определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и эконо­мических методов управления. Сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единой организационной, экономической и социальной систе­мы управления.

Прежде чем менеджмент смог выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Первые, самые простые, формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.д.) к производству (производящей экономике) стал точкой отсчета в истории менеджмента.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 до н.э.) предложил классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Серьезный вклад в практику организации управления большими массами людей (войсками) внесли выдающиеся полководцы Ганнибал, Аттила, Чингисхан, Тамерлан, позднее Наполеон, а у нас в России - А. Суворов, М. Кутузов. Именно военная сфера явилась той областью, где отрабатывались прогрессивные формы и методы управления, где были обнаружены решающие преимущества организации, организованного объединения людей для достижения поставленной цели.

Общие принципы военного управления с успехом могут использоваться и в управлении хозяйством. История оставила нам выдающиеся примеры решения хозяйственных проблем в древних государствах: продовольственного обеспечения на основе орошения и применения системы каналов в Древнем Египте; управления строительством грандиозных пирамид в государстве инков и в том же Египте; строительства городов, оборонных и культовых сооружений, поражающих своими размерами и высоким качеством исполнения.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту (1723-1790). Он проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Идеи гуманизации управления производством Р. Оуэна (1771 - 1858), а также необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и в наше время. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и потребность обеспечения работой больших групп людей привели к осознанию, что индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех и каждого. В результате среди работников были выбраны лучшие и специально обучены тому, как представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.

Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только с 1910 г. Большинство исследователей того времени полагали, что для того чтобы быть преуспевающим менеджером, достаточно иметь определенные черты характера и навыки.

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Ф. Тейлор (1856-1915). Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления (1885-1925).

Основные принципы этой школы следующие:

  • использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
  • целенаправленный отбор работников, больше других подходящих для выполнения задач, их обучение;
  • обеспечение работников ресурсами;
  • применение материального стимулирования;
  • отделение планирования от самой работы.

Все это сводится к заключению: если можно на научной основе отобрать людей, подготовить их, предоставить им некоторые стимулы и слить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Становление науки об управлении связано также с именами Ф. и Л. Джил- бертов. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики Тейлора, разработали научные принципы организации рабочего места.

Представителем школы научного управления в России был О. А. Ерман- ский. Им в начале XX в. была разработана теория рациональной организации труда и управления, основу которой составило понятие психофизиологического оптимизма, т.е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии.

Административная (классическая) школа (1920-1950) занималась исследованием роли и функций менеджера. Ее представитель - А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в теории управления организацией. Это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль. На базе учения Файоля в 1920-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы.

Основной вклад Файоля в теорию управления заключается в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления работниками.

В России в 1920-1930-е гг. А. К. Гастев разработал теорию управленческих процессов, выделив организационные, экономические и социальнопсихологические методы, А. М. Гинзбург обосновал необходимость сочетания централизованного планирования с товарно-денежными отношениями.

По ряду направлений российские ученые опережали своих зарубежных коллег. Уже в 1920-е гг. были проведены оригинальные исследования функций руководства (И. М. Бурдянский, Н. А. Витке), рационализации (П. Л. Ледер), линейных и функциональных структур управления (И. Н. Бутаков, В. В. Добрынин, Э. К. Дрезен).

На рубеже 1930-х гг. появилась школа человеческих отношений. В ее основу были положены достижения психологии и социологии; основное внимание сосредоточено на работнике, а не на самой работе. Родоначальником этой школы считается Э. Мэйо (1880-1949). Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства, А. Маслоу, показавшего, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть представлены в денежном выражении.

В России представителями этой школы были С. Д. Сгрельбицкий (исследовал проблемы управления трудовым коллективом), И. С. Канне- гисер (изучал проблемы лидерства).

Появление количественной школы связано с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Основоположником этой школы считается советский ученый Л. В. Канторович (1912-1986), который предложил общие принципы линейного программирования. В. С. Немчинов внес существенный вклад в разработку статистических методов управления экономикой. В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.

Загрузка...
Top