Сравнение профориентации и профотбора в таблице. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор (отбор) работников

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии. Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

Аналитическая профессиограмма раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика.

Психологически ориентированная профессиограмма, где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.); б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Понятия профориентации и профконсультации и профотбора.

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Основными направлениями профессионального сопровождения в связи с выбором профессии являются:

  • а) профессиональное просвещение, построенное на популяризации совокупности знаний о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии;
  • б) профессиональное консультирование, выполняющее справочно-информационную, диагностическую и формирующую цели.

Профконсультация - это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация. Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся ситуации профконсультационной практики.

  • 1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии и обращается в профконсультацию для подтверждения правильности своего выбора.
  • 2. Выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение предпочесть.
  • 3. Конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родителями, учителями).
  • 4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности.
  • 5. Выпускник не имеет ни четко выраженного профессионального плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности.

Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:

  • 1) по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью);
  • 2) по данным образовательного ценза, конкурсным экзаменам (выделяют тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей);
  • 3) на основе психологического отбора (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности).

Профессиональный отбор (подбор) учащихся

Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности .

В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями .

Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на “биологическую галактику” человека в желательном направлении.

“Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям” . Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям .

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест .

Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

С данной целью разрабатываются различные профориентационные программы, с помощью которых личность старшеклассника легче и быстрее начинает ориентироваться в большом количестве профессий, понимать актуальность и востребованность некоторых из них не только для себя, но и для общества в целом на современном этапе его развития (см. Приложение).

Профессиональная ориентация и профессиональный отбор (отбор) работников

Высокая эффективность труда в основном зависит от того, соответствует ли выполняемая работа индивидуальным психофизиологическим характеристикам, свойствам работников, их способностям и склонностям. Выявление и правильная оценка индивидуальных особенностей человека позволяет более обоснованно определить тот участок работы, на которой она сможет достичь наибольших успехов. Решению этой задачи способствует профессиональная ориентация.

Под профессиональной ориентацией понимают систему научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих сознательный выбор каждым человеком определенного вида трудовой деятельности, а также своевременное привлечение к различным отраслям народного хозяйства, различных предприятий и организаций соответствующих работников, их рациональную расстановку и эффективное использование с учетом индивидуальных свойств.

Главные направления профориентационной работы:

o профинформации;

o профпропаганда;

o профконсультация;

o профотбор (отбор).

Профинформации - это широкое ознакомление населения, отношение в первую очередь молодежи, с существующими профессиями, их содержанием, значимости в рыночных условиях хозяйствования.

Профпропаганда - плотно повязанная с профинформации и имеет целью формирование у молодежи и временно безработных людей позитивного отношения к труду определенных видов, исходя из потребностей предприятий, в частности роз "объяснения престижности рабочих профессий, воспитание уважения ко всем без исключения профессий.

Профконсультация. Ее задача состоит в том, чтобы после получения представления о профессии, помочь человеку выбрать род трудовой деятельности с учетом его желаний, запросов, амбиций, индивидуальных возможностей, а также потребностей народного хозяйства в кадрах, посоветовать, где и как можно получить соответствующую подготовку (обучение).

Профотбор (отбор) призван определить круг профессий, наиболее приемлемых для определенного лица, помочь ей подобрать профессию с учетом ее психофизиологических и лица-стисних данных, установленных объективного с помощью научно обоснованных методик. При этом надо различать готовность и пригодность. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки будущего исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических данных определенного лица конкретном виде деятельности.

В отличие от профконсультации, профотбор (отбор) является специально организованным исследованием, которое базируется на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющие не только обнаружить, и измерить присущи человеку свойства, с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, которые определяют пригодность лица к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств используют следующие методы:

o анкетный;

o аппаратурный;

o тестовый.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных по получают информацию о профессиональных интересов, способностей и склонностей человека, некоторых ее специфических свойств. Анкеты могут быть самооциночнимы, если она сама дает оценку своих качеств, и внешне оценочными, если оценку дает дослиджувач на основе обобщения данных, полученных от лиц, которые длительное время наблюдали за исследуемым.

Аппаратурный метод заключается в том, что отдельные психофизиологические факторы проявляют и оценивают с помощью специальных приборов и аппаратуры, которые исследуют и имитируют те или иные трудовые процессы. Во-первых, эта аппаратура обнаруживает необходимые для определенной работы качества, а во-вторых, используется как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод обладает набором тестов, которые предлагаются испытуемому, в процессе решения которых проявляются те или иные психофизиологические качества и особенности человека.

Тесты делятся на следующие группы:

o тесты определения способностей и общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

o тесты проверки зрения и слуха;

o личностные тесты для оценки таких качеств, как импульсивность, активность, предприимчивость, стрессоустойчивость, лидерские качества, конфликтность, чувство ответственности, уравновешенность, осторожность, склонность к риску, уверенность в себе, оригинальность мышления, общительность

o тесты, определяющие уровень квалификации и профессиональные навыки.

Исходным материалом для проведения работы по профессиональному отбора (отбора) является профессиограммы, которые представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. Они состоят на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения определенного трудового процесса, проведение необходимых исследований, опрос самих работников, использование литературных и справочных и нормативных источников. В них объективные особенности определенного трудового процесса - технические, технологические, организационные отражаются в физиологических, психических и социально-психологических показателях. После установления качеств, которым должен отвечать лицо для успешного выполнения работы по данной профессии, задача сводится к определению того, соответствует ли исследуемый этим качествам и принятия решения о пригодности его выполнять определенную работу или по переводу на другую. Рассмотрим профессиограмму на примере должности менеджера организации.

Профессиограмме МЕНЕДЖЕРА

И. Социально-экономическая характеристика профессии

1. Область народного хозяйства

Все отрасли народного хозяйства, сфера бизнеса

2. Потребность в кадрах

Постоянная

3. География профессии

Распространена повсеместно

4. Тип предприятия или организации

Государственные, акционерные, частные предприятия, кооперативы, малые предприятия, учреждения, организации, другие коммерческие структуры

5. Вид организации труда

Индивидуальная

II в. Производственная характеристика профессии

1. Место работы

В помещении, а также за его пределами

2. Орудия труда

Компьютеры, оргтехника

3. Предметы труда

Мастерские и трудовые ресурсы, нормативные документы, способы коммуникации и информации, экономические и статистические отчеты, справочники

4. Цель работы

Формирование профессионального управления в условиях развития рыночных отношений

5. Основные производственные операции

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия (фирмы, организации); управления персоналом; регулирование отношений между работниками и предприятиями; оценка работы структурного подразделения и способностей каждого работника; организация отбора, подготовки и расстановки кадров; правовое обеспечение проведения организационно-экономической политики, свободного найма; внедрение передовой информационной технологии, принятия самостоятельных, нестандартных решений

6. Профессиональные знания, умения, навыки

Должен знать: определенную отрасль менеджмента, экономики, организации производства и управления, право, социологию, психологию совершенстве владеть: знаниями и практическими навыками в различных направлениях формирования и рационализации структуры и психологии процессов управления кадрами; социально-экономической и рекламной информации; искусством управления людьми и способами повышения эффективности производства

Должен иметь: высокие организаторские способности, эрудицию, компетентность, широкий кругозор

ИИИ. Санитарно-гигиеническая характеристика профессии

1. Степень тяжести и напряженности труда

Напряженная умственная работа

2. Ограничение по полу или возрасту

Ограничений нет

3. Режим труда и отдыха

Ненормированный рабочий день

4. Загруженность анализаторов

Двигательный, зрительный и слуховой анализаторы

5. Неблагоприятные факторы

Напряженные мышления, воля, память, внимание

6. Медицинские противопоказания

Заболевания, связанные с нарушением психики

IV. Требования профессии к индивидуально-психологических особенностей специалиста

1. Нейродинамика

Преимущество имеют лица с сильной, лабильной, подвижной нервной системой, хорошим тонусом

2. Психомоторика

Скорость реакции, хорошая сенсорно-моторная координация движений

3. сенсорно-перцептивная сфера

Скорость восприятия и оценки ситуаций

Оперативная, кратковременная и длительная

5. Внимание

Объем, распределение, устойчивость и переключение внимания

6. Мышление и речь

Словесно-логическое мышление, умение общаться, хорошая дикция, грамотность речи

7. Интеллект

Высокий уровень общего интеллекта, преимущество имеют лица с высоким уровнем вербальных способностей

8. Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональная устойчивость, организаторские способности, склонность к риску

9. Черты характера

Активность, самоконтроль, ответственность, настойчивость, самообладание, контактность, решительность, честность, потребность в достижениях, терпение, корректность

V. Подготовка кадров

1. учебного заведения

Экономические институты, ВУЗы с подготовкой бакалавров и магистров по экономико-предпринимательского направления, школа деловой администрации и бизнеса

2. Срок обучения

Зависит от типа учебного заведения

3. Необходимые знания по общеобразовательным предметам

Иностранные языки, информатика и вычислительная техника, география, законодательство

4. Перспективы роста

Руководитель предприятия, коммерческой структуры

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Раскрыть сущность научной организации труда на современном этапе.

2. Охарактеризовать задачи научной организации труда.

3. Осветить основные принципы научной организации труда.

4. Определить и охарактеризовать направления научной организации труда.

5. Обосновать необходимость распределения и кооперации управленческого труда.

6. Описать методы профессиональной ориентации и профессионального отбора работников.

Профессиональный отбор - это определение пригодности человека к выполнению соответствующих профессиональных обязанностей.

Медосмотр с целью профессионального отбора обязателен только при поступлении на работы, связанные с такими профессиональными факторами производственной среды, которые могут оказать неблагоприятное влияние на ослабленное каким-либо заболеванием состояние здоровья работающего (см. ).

Комиссия, проводящая предварительные лиц, поступающих на работы, связанные с воздействием профессиональных вредностей, должна быть хорошо знакома С этими вредностями и знать процессы производства, на которое отбираются кандидаты.

При медосмотре дается заключение не только о состоянии здоровья обследуемого, но и о функциональном состоянии тех органов и систем, функции которых при выполнении намеченной работы могут быть подвергнуты действию профессиональных вредностей.

При обнаружении отклонений от нормы в состоянии здоровья обследуемых в решении вопроса о пригодности кандидата комиссия должна руководствоваться официальным списком медицинских противопоказаний к приему на работу.

Администрация предприятия не имеет права принимать на работы, связанные с возможным воздействием вредных факторов, лиц, не имеющих заключения медицинской комиссии.

В отличие от профессионального отбора, при котором отбираются люди, могущие работать в определенной профессии на данном производстве, существует так называемая профессиональная ориентация, при которой даются рекомендации профессий, наиболее подходящих данному человеку.

Профессиональный отбор (синоним: профессиональный подбор, профессиональная ориентация, профориентация) - выбор человеком трудовой профессии в соответствии с его пригодностью к ней.

На Барселонской международной конференции (1921) были утверждены два термина: профессиональный отбор (подбор) и профессиональная ориентация, что связано с двумя различными подходами к проблеме. При профессиональной ориентации исходным является человек с его индивидуальными физиологическими особенностями, для которого подбирается приемлемая профессия. При профессиональном отборе исходным является профессия с ее специфическими требованиями, с учетом которых подбираются люди.

Число лиц в СССР, впервые выбирающих себе профессию, с каждым годом увеличивается. Основным в СССР является принцип профориентации. Осуществление ее в сочетании с научно обоснованной помощью различных специалистов в перспективе должно обеспечить не только выявление у подростков лучших физиологических свойств организма, соответствующих требованиям той или иной профессии, но и способствовать раскрытию талантов.

В настоящее время научно обоснованная помощь в выборе профессий приобрела большое значение, так как часть подростков, даже вполне здоровых, не может освоить некоторые профессии. Вместе с тем исключительно важную роль приобретает и профессиональная ориентация, которая включает осведомление, консультацию (в том числе медицинскую) и исследование (выявление критериев профессиональной пригодности). Осведомление должно проводиться еще в школе при участии инженеров, врачей, психологов и представителей общественных организаций. При правильно построенной работе по профессиональной ориентации подростки еще до выбора профессии могут получить полное представление не только о значимости той или иной профессии для государства, но и о требованиях, предъявляемых ею к организму человека.

Подростки вполне здоровые и подростки, имеющие какие-либо отклонения в состоянии здоровья, нуждаются в правильном выборе профессии, отвечающей интересам социалистического государства и самого подростка. Мед. работники долгое время
не могли оказывать помощи в выборе профессии здоровым подросткам и по существу обслуживали лишь лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья (составляющих 10% всех подростков). На что подросток способен, каковы его физиологические возможности - эти вопросы даже не ставились. Подростка лишь предостерегали от профессий, могущих вредно подействовать на его здоровье.

Такое положение объяснялось отсутствием физиологических критериев профессиональной пригодности подростков, позволяющих выявить, на что способен данный человек. В настоящее время выявлены физиологические критерии профессиональной пригодности для многих профессий. Врачи получили возможность оказывать эффективную помощь в выборе профессий как здоровым, так и лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

Как известно, профессиональная пригодность определяется соответствием физиологических свойств организма и требований, предъявляемых к нему профессией. Отсутствие такого соответствия обусловливает профессиональную непригодность. Недоучет профессиональной непригодности приводит к смене профессий, а у лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья,- и к ухудшению состояния в процессе труда. Так, если направить подростка с гипертонической болезнью 1-й стадии, не имеющего указанного выше соответствия, на сборку изделий из мелких деталей, то в результате длительных попыток освоить эту профессию болезнь может обостриться; у профессионально пригодного подростка с таким же заболеванием может наступить даже улучшение. Следовательно, медицинская консультация, являющаяся важнейшим разделом профессиональной ориентации, должна рекомендовать такую профессию, требования которой соответствуют физиологическим возможностям организма, правильно оценивая показания и противопоказания.

См. также Медицинские осмотры.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям. Профессиональная ориентация обеспечивает эффективное использование трудового потенциала человека, содействует повышению его социальной и профессиональной мобильности, играет значительную роль в профилактике вынужденной безработицы. Кроме того, профориентационные мероприятия стимулируют поиск человеком наиболее эффективных средств повышения своего профессионально-квалификационного уровня, развитие интеллектуальной и трудовой активности. Эффективность работы системы профориентации определяют результаты профессионального отбора.

Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (состояние нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.); отбор по данным образовательного ценза, направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности.


Виды профотбора.

Профотбор предусматривает оценку у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня общеобразовательной подготовки, социальных данных, профессиональных способностей и включает медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.

В задачу медицинского отбора входит выявление тех людей, которые по состоянию здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности. В нашем обществе забота о сохранении здоровья людей – одна из главных задач, поэтому медицинский отбор является исходным в комплексе профессионального отбора, а остальные виды отбора проводят лишь среди лиц, которые по состоянию здоровья признаны пригодными.

Образовательный отбор направлен на выявление тех лиц, начальные знания которых обеспечивают успешное овладение данной специальностью или непосредственное выполнение профессиональных обязанностей.

Социальный отбор выполняет очень много функций, в том числе и сугубо профессиональных. В последнем случае его задачей является уменьшение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своей работой. Для этого выясняют мотивы овладения данной специальностью, степень знакомства с коллективом и прочее.

Психофизиологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическими возможностям соответствуют требованиям, которые предъявляет специфика обучения и деятельности по конкретной специальности.


40. Понятие «охрана труда». Законодательство Украины об охране труда.

По данным Международной организации труда количество несчастных случаев на производстве непрерывно растет и на сегодняшний день составляет приблизительно 125 млн. ежегодно. Следовательно, какими бы значительными не были трудовые достижения современного общества, они не могут компенсировать человеку утраченного здоровья и тем более жизни. В связи с этим необходимо предпринимать меры, направленные на создание максимально безопасных условий труда. Одной из таких мер является охрана труда.

Охрана труда – система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе деятельности.

1. Законодательство Украины об охране труда. Законодательная и нормативная база Украины по охране труда регламентирует все, что связано с созданием безопасных условий труда.

Закон Украины «Об охране труда» (1992 г.) определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует отношения между собственником и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды. Закон устанавливает единый порядок организации охраны труда и закрепляет за государством функции управления охраной труда .

Действие закона распространяется на все предприятия и всех граждан, которые работают, а также привлечены к труду на этих предприятиях.

Основной принцип закона – приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, а также полная ответственность собственника за создание безопасных и безвредных условий труда.

Кроме того, согласно Законы Украины «Об охране труда» государство гарантирует работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, получение оговоренных компенсаций, например, спецпитания, газированной воды, дополнительного отпуска, льготной пенсии и др.

Очень важным моментом является то, что впервые в истории Украины в законодательство введено понятие возмещения морального ущерба работнику.

Моральный ущерб – страдания, причиненные работнику вследствие физического или психического воздействия, влекущие за собой ухудшение (лишение) возможностей реализации им своих привычек и желаний, ухудшение отношений с окружающими людьми, иные отрицательные последствия нравственного характера.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины устанавливает, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. С целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников и работодателя должен заключаться коллективный договор. В нем обязательно должны быть отображены вопросы условий труда и охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда (НПАОП) – это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которые имеют статус правовых норм и обязательны для исполнения.

Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда производится Госнадзорохрантруда (специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда) при участии профсоюзов Фонда социального страхования от несчастных случаев.

Государственный межотраслевой нормативный акт по охране труда – нормативно правовой акт, общегосударственного использования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации общественного производства Украины, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности. Обозначается ДНАОП .

Государственный отраслевой нормативный акт по охране труда – нормативно-правовой акт, действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации, которые относятся к определенной отрасли, независимо от формы собственности. Обозначается НАОП

Загрузка...
Top