Квалификационный экзамен оценщиков. Обсуждение проблематики сопоставления объектов оценки и направлений квалаттестатов - Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет Порядок выдачи квалификационных аттестатов оценщиков

Информация для претендентов, сдавших квалификационный экзамен в области оценочной деятельности.

Заявление на получение квалаттестата можно подать сразу после успешной сдачи экзамена. Для этого надо иметь при себе документы, подтверждающие стаж оценочной деятельности (см. ниже).

Свидетельством, подтверждающим сдачу квалификационного экзамена в области оценочной деятельности по направлениям «оценка недвижимости», «оценка движимого имущества», «оценка бизнеса» является Квалификационный аттестат.

Квалификационный аттестат выдается Федеральным бюджетным учреждением «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» (далее по тексту – ФБУ «ФРЦ») на основании письменного заявления претендента при условии сдачи им квалификационного экзамена и наличия на дату подачи заявления стажа (опыта) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика. СКАЧАТЬ ФОРМУ ЗАЯВЛЕНИЯ .

Письменное заявление о выдаче квалификационного аттестата предоставляется в ФБУ «ФРЦ» лично либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложений по адресу: 105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д.11/2, стр.1.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество претендента, дата и место рождения, адрес электронной почты, контактный телефон, направление оценочной деятельности, по которому сдан квалификационный экзамен. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у претендента стажа (опыта) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности.

Стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности , может быть подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке, трудовым договором с приложением должностной инструкции, договорами на проведение оценки объектов оценки в течение трех лет, выпиской из реестра саморегулируемой организации оценщиков о выполненных отчетах об оценке, выпиской из реестра саморегулируемой организации оценщиков о подготовленных экспертных заключениях на отчеты об оценке объектов оценки.

Заявление регистрируется в день его получения. В течение 5 рабочих дней с даты получения заявления ФБУ «ФРЦ» рассматривает заявление и принимает решение о выдаче квалификационного аттестата или об отказе в выдаче.

Претендент не позднее 5 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче или отказе в выдаче квалификационного аттестата уведомляется о принятом решении по адресу электронной почты, указанному в заявлении. В случае принятия решения о выдаче квалификационного аттестата сообщение будет содержать информацию о месте и времени выдачи квалификационного аттестата.

Выдача претенденту квалификационного аттестата осуществляется при предъявлении паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством РФ, либо представителю претендента на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством РФ.

По вопросам, связанным с получением квалификационного аттестата, обращаться к сотруднику ФРЦ по тел. 8-925-311-39-38 и по электронной почте [email protected] .
Рекомендуется заранее договориться о встрече с сотрудником.

Источник

нельзя подписывать отчеты, не имея квалификационного аттестата. При этом Оценщик может подписывать отчеты об оценке только по тому направлению оценочной деятельности, по которому он получил квалаттестат.
В связи с тем, что многие Оценщики уже сдали квалификационный экзамен и получили квалаттестаты, в их практической деятельности возникает множество вопросов по сопоставлению объектов оценки с направлениями оценочной деятельности. Например, активаня дискуссия идет вокруг оценки акций для целей наследства: с одной стороны, по Гражданскому Кодексу акции являются движимым имуществом, а с другой, - является "элементом" бизнеса.

Многие формулировки Приказа № 257 в отношении объектов оценки по указанным в квалификационном аттестате направлениям оценочной деятельности взяты из профильных Федеральных стандартов оценки, при этом ранее, до «разделения» указанные ниже дискуссионные вопросы остро не стояли.

С целью получения разъяснений Ассоциация «СРОО «ЭС» направила два обращения (первое , второе) в Минэкономразвития РФ с обоснованием своей позиции по следующим дискуссионным вопросам:

1) формулировки Приказа № 257 не дают однозначного понимания возможности проведения оценки имущественного права в отношении объекта недвижимости как самостоятельного объекта в рамках указанного в квалификационном аттестате направления оценочной деятельности «оценка недвижимости». При этом очевидно, что оценка таких прав строится на методологии оценки самих объектов недвижимости и связана с ними.

Как и в случае с недвижимостью не учет имущественных прав в рамках направления оценочной деятельности «оценка движимого имущества» является упущением.

2) в рамках направления оценочной деятельности «оценка бизнеса» возникает неоднозначное понимание по какому критерию относить объект оценки (имущество) к «обособленному» или к «части имущественного комплекса».

Например, если объектом оценки является здание магазина, расположенное на производственной территории, не участвующее в основной деятельности предприятия и приносящее отдельный доход от сдачи в аренду. Или если это 2-3 производственных здания, завязанных в технологическую цепочку. Такие объекты по уже сложившейся оценочной практике оцениваются в соответствии с методологией оценки объектов недвижимости и поэтому должны оцениваться оценщиками с квалификационным аттестатом по направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости». В такой набор имущества может включаться и движимое имущество, при этом методические подходы сохраняются прежние.

Считаем, что с учетом общепринятой методологии оценки, с целью исключения неоднозначного толкования, дублирования и «поглощения» одним направлением оценочной деятельности другого представляется целесообразным в рамках направления «оценка бизнеса» оценивать только «предприятие в целом» как объект оценки.

3) если оценивается комплекс имущества, технологический комплекс, состоящие из набора объектов движимого и недвижимого имущества (например, котельная, трансформаторная подстанция, АЗС предположим для взноса в уставный капитал), то данный объект оценки в рамках уже сложившей оценочной практики оценивается в соответствии с методологией оценки недвижимости и движимого имущества и, вследствие этого, относится к указанным в квалификационных аттестатах направлениям оценочной деятельности «оценка недвижимости» и «оценка движимого имущества».

4) отчет об оценке любого «вида» бизнеса имеет право составлять оценщик, имеющий квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «оценка бизнеса», без требования о наличии иных квалификационных аттестатов.

5) оценочной практике достаточно часто встречается ситуации, когда оценщик привлекается для определения ущерба в результате затопления квартиры или пожара, произошедшего в соседней квартире (оплавление дверей, окон, закопчение стен, потолков и т.п.) с целью определения рыночной стоимости материалов и работ, необходимых для доведения имущества (например, внутренней отделки квартиры после затопления) до первоначального вида, находящегося в квартире.

В таких случаях объект оценки обычно формулируется как право требования материалов (таких, как обои, плитка и т.п.) и работ, необходимых для устранения ущерба, и в рамках уже сложившей оценочной практики оценивается в соответствии с методологией оценки недвижимости. Вследствие этого, данный объект оценки целесообразно отнести к указанному в квалификационном аттестате направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости».

На обращения Ассоциации получен ответы (первый , второй) Минэкономразвития РФ.

Также, обращаем внимание, что на сайте regulation.gov.ru размещен доработанный по итогам обсуждений текст проекта Приказа №257, в котором имущественные права в отношении недвижимости и движимого имуществ учтены как самостоятельные объекты оценки в рамках соответствующих направлений оценочной деятельности «оценка недвижимости» и «оценка движимого имущества» соответственно.
Обращаем ваше внимание на то, что в настоящее время текст Приказа направлен на независимую антикоррупционную экспертизу. После этого Приказ будет направлен на проверку в Министерство юстиции.

Материалы

11 июля 2017 года Минюстом России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 29 мая 2017 г. № 257, устанавливающий порядок сдачи квалификационного экзамена для оценщиков. Необходимость его проведения установлена нормамиФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которые начали действовать с 1 июля. Документ вступил в силу 24 июля 2017 года.

Теперь для допуска на рынок оценочных услуг – членства в СРО необходимо сдать экзамен и получить квалификационный аттестат. Это становится обязательным условием для осуществления оценочной деятельности. Специалист сможет работать только по направлениям, указанным в аттестате.

При этом для действующих оценщиков (являвшихся членами СРО по состоянию на 1 января 2017 г.) такая необходимость наступит с 1 апреля 2018 года.

Проведением экзамена будет заниматься подведомственное Минэкономразвития России Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Уже сейчас на сайте ФБУ «ФРЦ» (www.pprog.ru) размещена демонстрационная версия регистрационной анкеты для претендентов на участие в квалификационном экзамене. Заполнять ее можно будет с 24 июля.

Сам экзамен будет проходить по трем направлениям: оценка недвижимости, оценка движимого имущества и оценка бизнеса, включающего оценку нематериальных активов. «Поглощения» или совмещения направлений не предусмотрено.

Специализация позволит совершенствоваться в выбранном виде оценки, будет способствовать защите интересов потребителей при выборе данных услуг.

Плата за экзамен – 5 тысяч 900 рублей при первой сдаче и 2 тысячи 900 рублей – при повторной, а сама его процедура в форме теста будет проходить в пунктах приема не позднее 20 рабочих дней с даты регистрации претендента, о чем ему сообщат по электронной почте.

В течение двух с половиной часов по направлениям «Оценка недвижимости» и «Оценка движимого имущества» необходимо ответить на 40 вопросов, по «Оценке бизнеса» - на 54. Минимальное количество баллов за экзамен по специализациям – 45 и 63 соответственно. В случае несогласия претендента с результатами предусмотрена возможность подачи апелляции для пересчета.

По мнению Минэкономразвития России, необходимость введения квалификационного экзамена обусловлена серьезной ролью оценщиков в процессе управления госсобственностью и принятии инвестиционных решений. Кроме того, их компетентное мнение при оспаривании кадастровой стоимости может изменить налогообложение недвижимого имущества, а сам отчет об оценке, зачастую, становится весомым доказательством при судебных разбирательствах. Таким образом, оценщик – уже не просто консультант, к профессиональному мнению которого можно прислушаться, а непосредственный участник в деятельности государства и фактически неограниченного круга лиц.

Однако сегодня ситуация складывается таким образом, что заказчики перестали верить оценщику и составленным им отчетам и требуют еще документы, подтверждающие корректность его работы. В судах, например, отчеты об оценке в ряде случаях не используются для принятия решения, а заказывается судебная экспертиза. Государственные органы также осуществляют или заказывают проверку отчетов.

Во многом это обусловлено тем, что ряд СРО оценщиков сосредоточены на коммерческой деятельности и не заинтересованы в качественном методическом и информационном обеспечении своих членов, в серьезном отношении к повышению их квалификации.

Для успешной подготовки к процедуре экзамена на сайте Минэкономразвития России можно ознакомиться с основными темами вопросов, примерами индивидуальных заданий по каждому направлению и глоссарием основных терминов.

Изменения были внесены еще Федеральным законом от 02.06.2016 г. №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые были предложены Минэкономразвития. Специалисты в оценочной отрасли говорят о том, что это самые существенные и значимые изменения за все время существования закона об оценочной деятельности.

Самым главным изменением является то, что с 01 апреля 2018 года оценщик должен иметь квалификационный аттестат. Только при его наличии специалист сможет осуществлять оценочную деятельность. Юридически значимым является именно факт получения квалификационного аттестата, а не сама сдача квалификационного экзамена. К экзамену допускаются лица, получившие высшее образование и/или профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности. В случае не сдачи экзамена, претендент допускается к повторной сдаче только через 90 дней. Квалификационный аттестат выдается по определенному направлению деятельности, соответственно, оценщик вправе осуществлять свою деятельность только по указанному в квалификационном аттестате направлению деятельности. Таких направлений три: оценка недвижимости, оценка бизнеса и оценка движимого имущества. Квалификационный аттестат выдается претенденту, имеющему не менее 3 лет работы в оценочной деятельности, не менее года из этих трех лет должно приходиться на работу в должности помощника оценщика либо оценщика.

Таким образом, оценщики, не получившие квалификационный аттестат, не имеют право подписывать отчеты об оценке, как и в случае расхождения направления деятельности в аттестате с подписываемым отчетом.

Каждые три года оценщики должны подтверждать квалификацию в структуре, работающей при Минэкономразвития России – ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Там же претенденты сдают и сам квалификационный экзамен.

Главный вопрос, волнующий все оценщиков – возможно ли продолжать деятельность в случае, если квалификационный аттестат все-таки получить до 1 апреля 2018 года не успели. Ответ однозначен – нет, в таком случае оценщик утрачивает право осуществлять оценочную деятельность, однако не утрачивает статус члена саморегулируемой организации оценщиков. Если же оценщик продолжит осуществлять свою деятельность, то к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – предписание или принудительное приостановление оценочной деятельности. Во избежание этого необходимо самостоятельно приостановить оценочную деятельность, и уже после этого сдать экзамен и получить квалификационный аттестат. Таким образом, возобновить свою деятельность будет гораздо проще и в кратчайшие сроки, избежав при этом административной ответственности.

Что касается саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРО), то лишить их статуса можно только по решению суда – это предусмотрено ч. 8 ст. 23 Закона об оценочной деятельности. Даже если после 01 апреля 2018 года в саморегулируемой организации не будет 300 оценщиков, имеющих квалификационный аттестат, в соответствии с ч. 10,11 ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности — это не будет являться основанием для приостановления деятельности такой организации.

Не менее важным при заключении договора с оценочной организацией, является то, что в штате оценочной организации должно быть не менее двух оценщиков, имеющих квалификационные аттестаты, только в таком случае можно заключать договор на оценку. Данная норма предусмотрена ст. 15.1 Закона об оценочной деятельности.

С одной стороны, вступившие в законную силу нововведения повысят квалификацию оценщиков (т.к. всем специалистам придется сдать квалификационный экзамен), а с другой стороны, те оценщики, которые не успели до 1 апреля 2018 года получить квалификационный аттестат, не смогут осуществлять оценочную деятельность и уже на сегодняшний день многие оценочные организации подсчитывают убытки из-за приостановления своей деятельности.

С учетом начала применения с 1 апреля 2018 года норм Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для всех лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков, в части обязательности наличия квалификационного аттестата, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена в области оценочной деятельности (далее соответственно - квалификационный экзамен, квалификационный аттестат), для членства в саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРОО), Минэкономразвития России сообщает следующее.

В соответствии с положениями части третьей статьи 4 и абзаца четвертого части второй статьи 24 Закона об оценочной деятельности с 1 апреля 2018 года оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Учитывая указанные положения Закона об оценочной деятельности лица, не имеющие квалификационный аттестат, после 1 апреля 2018 года, не вправе подписывать отчеты об оценке объектов оценки (далее - отчет об оценке), проводить экспертизу отчетов об оценке объектов оценки.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 мая 2017 года № 257 «Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядка определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядка подачи и рассмотрения апелляций, предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, типов, форм квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности» направлениями оценочной деятельности, по которым выдаются квалификационные аттестаты, являются:

Оценка недвижимости;

Оценка движимого имущества;

Оценка бизнеса.

Отмечаем, что отчет об оценке (экспертное заключения на отчет об оценке), составленный после 1 апреля 2018 года, должен быть подписан оценщиком (экспертом), имеющим квалификационный аттестат по соответствующему направлению оценочной деятельности. В ином случае отчет об оценке (экспертное заключение на отчет об оценке) будет составлен в нарушением норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации, а, следовательно, учитывая положения абзаца первого пункта 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, такой отчет (заключение) не может считаться отчетом об оценке (экспертным заключением) и не влечет соответствующих правовых последствий.

Также отмечаем, что в соответствии с положениями статьи 15.1 Закона об оценочной деятельности юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки (оценочная компания), в том числе обязано иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Обращаем внимание, что если договор (государственный контракт) на проведение оценки был заключен после 1 июля 2017 года, то закон устанавливает для сторон такого договора (государственного контракта) обязательные условия - юридическое лицо, заключившее договор на проведение оценки (оценочная компания), обязано иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено, и лицо, указанное в договоре в качестве оценщика, обязано в рамках обязательств по договору (для их надлежащего исполнения) после 1 апреля 2018 года иметь квалификационный аттестат.

Обзор документа

С 1 апреля 2018 г. оценщик вправе заниматься деятельностью только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Лица, не имеющие аттестат, после указанной даты не вправе подписывать отчеты об оценке, проводить их экспертизу.

К направлениям деятельности, по которым выдаются квалификационные аттестаты, относятся оценка недвижимости; оценка движимого имущества; оценка бизнеса.

Отчет, составленный после 1 апреля 2018 г., должен быть подписан оценщиком (экспертом), имеющим аттестат по соответствующему направлению деятельности. Относительно заключения договора на проведение оценки указано следующее.

Если договор был заключен после 1 июля 2017 г., то оценочная компания обязана иметь в штате не менее 2 оценщиков, право на оценочную деятельность которых не приостановлено. Лицо, упомянутое в договоре в качестве оценщика, после 1 апреля 2018 г. должно иметь квалификационный аттестат.

Загрузка...
Top