Проф определение. Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии

Проф…

Проф…

ПРОФ… (неол.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1 ) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2 ) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "проф…" в других словарях:

    проф. - проф. профессор Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. проф. профиль проф. профсоюзный организация проф … Словарь сокращений и аббревиатур

    проф - а, м. professeur m. студ. Профессор. Угревшись под чтение то ли стихов, то ли прозы. поочередно поругивали авторов: начинали доценты и юные профы. Форш Сумасш. корабль 112. Кого встречаем то? Какой вагон? Вон этот, что ли, проф? В драных джинсах? … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова

    Проф. профессор, профессиональный Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998 … Энциклопедия культурологии

    Проф... I Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профессиональный (профвредность, профгигиена, профобразование и т.п.). II Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профсоюзный (профактив, профбилет, профсобрание и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Проф... Первая часть сложных слов со: 1) относящийся к профессии, профессиональный, напр. профобразование, профориентация, профотбор, профтехучилище; 2) относящийся к профсоюзу, профсоюзный, напр. профактив, профбилет, профделегат, профработа,… … Толковый словарь Ожегова

    проф - проф... первая часть сложных слов, пишется слитно … Русский орфографический словарь

    ПРОФ... Первая часть сложных слов. 1. Обозначает отнесённость к профсоюзу, профсоюзной работе; профсоюзный. Профактив, профбилет, профбюро, профдвижение, профлидер, профработник. 2. Обозначает отнесённость к профессии; профессиональный.… … Энциклопедический словарь

    профіль - (фр. контур, абрис) 1. Один або кілька архітектурних обломів. 2. Контур перерізу архітектурної форми; має місце: профіль вулиці контур поземної частини поперечного перерізу … Архітектура і монументальне мистецтво

Книги

  • Маркетинг: Учебное пособие. Под ред. проф. Синяева И. М. , Под ред. проф. Синяева И.М.. В учебном пособии сформулированы теоретические, методологические и практические аспекты рыночного участия с использованием инструментов маркетинга. Для теоретического осмысления маркетинга…
  • Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский , Фалько С.Г., Иванова Н.Ю., Грачев И.Д. Под ред. проф. А.М. Карминский. Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский ISBN:978-5-8199-0549-4…

ПОЛОЖЕНИЕ

о Московском городском конкурсе профориентационных технологий

«ПРОФопределение – 2017»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017» (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс проводится Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ГМЦ ДОгМ) в целях реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 годы) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

1.3. Участие в Конкурсе строится на принципах добровольности, открытости, прозрачности и равенства условий для всех участников.

1.4. Формы, содержание обязательных конкурсных испытаний и критерии оценки на каждом этапе Конкурса определяются современными требованиями к профессиональным и социальным компетенциям педагогического работника.

1.5. Руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017» (далее – Оргкомитет).

1.6. Информация о Конкурсе размещается на едином информационном портале среднего профессионального образования города Москвы .

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Конкурс проводится с целью поддержки и распространения актуальных инициатив в профориентационной работе.

2.2. Основные задачи Конкурса :

– содействие профессиональному развитию и расширению профессиональных компетенций педагогических работников;

– создание условий для самореализации специалистов, раскрытие их творческого потенциала;

– совершенствование подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на развитие личности;

– представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты профессионального самоопределениях обучающихся, их воспитания и развития;

– пропаганда передового опыта профориентационной деятельности;

– формирование профессиональной общности людей с едиными ценностными ориентациями.

3. Номинации Конкурса

3.1. Конкурс проходит по трём номинациям:

3.1.1. Профориентационное мероприятие: новый формат.

Презентация современных форматов в области профориентации (форсайты, квесты, дискуссионные площадки, тренинги и т. д.).

3.1.2. Интегрированный урок: взаимосвязь и целостность.

Разработка сценария урока с широким использованием межпредметных связей профессиональной направленности, в том числе сценарий школьного урока технологии на территории профессиональной образовательной организации.

3.1.3. Профориентационные инструменты: эффективность и надёжность.

3.2. Обязательным условием предоставления материалов в рамках каждой из номинаций является возможность демонстрации элемента разработки во втором туре Конкурса (см. пункт 7).

4. Участники Конкурса

4.1. В Конкурсе принимают участие педагогические работники образовательных организаций города Москвы.

5. Сроки и этапы проведения Конкурса

5.2. Первый этап Конкурса проходит с 7 октября по 30 октября 2016 года дистанционно.

На данном этапе осуществляется отбор участников Конкурса по результатам технической экспертизы и экспертной оценки предоставленного материала. Экспертиза производится в соответствии с требованиями к оформлению конкурсного материала.

I тур – мастер-класс по профориентационной технологии;

II тур – решение ситуационного кейс-задания от экспертов Конкурса.

В рамках этапа определяются финалисты Конкурса на основе оценки уровня профессиональных компетенций. Оценка профессиональных компетенций происходит в соответствии с разработанными критериями.

На данном этапе определяется абсолютный победитель и призёры Конкурса в соответствующих номинациях на основе оценки уровня общих компетенций педагогического работника. Оценка общих компетенций происходит в соответствии с разработанными критериями.

6. Первый этап Конкурса

6.1. Для участия в первом этапе Конкурса до 2 октября 2016 года кандидат проходит электронную регистрацию и заполняет анкету участника на сайте .

6.2. После получения подтверждения об участии в конкурсных испытаниях, в срок до 30 октября 2016 года ,участник направляет в адрес Оргкомитета пакет конкурсных документов с указанием в теме письма конкурсной номинации. Адрес электронной почты Оргкомитета Конкурса: [email protected]

6.3. В срок до 7 октября 2016 года оператор Конкурса организует предваряющее мероприятие – обучающий тренинг-семинар для участников по подготовке конкурсных материалов первого этапа.

6.4. В период с 8 по 30 октября 2016 года оператором Конкурса проводится техническая экспертиза конкурсного испытания первого этапа.

6.5. Требования к оформлению, регламент и критерии оценки конкурсных разработок:

6.5.1. Материал должен включать:

– информационный блок: титульный лист, пояснительную записку, план реализации, краткое содержание блоков мероприятия (сценарий урока, ход конференции, описание методики и т. п.);

– дидактический материал.

Регламент:

– объём информационного блока – до 10 страниц;

– на титульном листе указывается полное наименование образовательной организации участника, название Конкурса, точное название профориентационного мероприятия, наименование конкурсной номинации, фамилия и инициалы автора и соавторов, город, год выполнения работы;

– в пояснительной записке обосновывается актуальность и новизна применяемого подхода, указываются основные цели и задачи мероприятия, целевая аудитория, информации об используемых методах или технологиях, теоретические основы используемого метода – объем не более 1–2 листов;

– план должен включать этапы реализации, место и время проведения, краткое содержание каждого этапа, описание необходимых материалов и оборудования, указание должностных лиц, социальных партнёров и иных участников, включённых в реализацию мероприятия (если необходимо), – объём не более 1–2 листов;

– краткое описание структуры и содержания проведения каждого этапа мероприятия – объём не более 1–2 листов;

– выводы о результатах (ожидаемых результатах) профориентационного мероприятия, описание ресурсных возможностей предлагаемого материала – объём не более 1–2 листов.

Требования к оформлению текста:

– формат документа *.doc, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал одинарный, расстановка переносов – автоматическая, форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине», цвет шрифта – черный, красная строка (отступ 1,25 см);

– заголовки набираются полужирным шрифтом (интервал 12 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится; заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал; заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

6.5.2. Критерии оценивания:

– соответствие регламенту;

– грамотность;

– ясность и чёткость изложения;

– точность терминологии;

– самостоятельность рассуждений;

– корректность определения воспитательных, образовательных и профориентационных целей;

– умение формулировать важность, значимость знаний, умений и навыков обучающихся для формирования образовательной и профессиональной траектории;

– убедительность и доказательность основных положений;

– отражение новейших достижений науки, техники, а также перспектив развития данной научно-практической области;

– обоснованность целей и задач, актуальности и новизны;

– эффективность применения методических приёмов, направленных на выработку организаторских и практических навыков;

– создание условий для совершенствования обучающимися знаний и практических навыков;

– наглядность обучения, использование ИКТ;

– адекватность оценки результатов проведения профориентационного мероприятия.

6.6. В период с 30 октября по 15 ноября 2016 года экспертами проводится экспертиза конкурсных материалов участников первого этапа.

6.7. В срок до 18 ноября 2016 года подводятся итоги экспертной оценки конкурсных материалов участников первого этапа, составляется рейтинговая таблица и передается в Оргкомитет Конкурса.

6.8. Список участников второго этапа Конкурса формируется и утверждается Оргкомитетом Конкурса.

6.9. Список участников второго этапа Конкурса публикуется на сайте до 20 ноября 2016 года .

6.10. Участники, не набравшие достаточно баллов для прохождения во второй этап Конкурса, получают сертификат участника первого этапа в электронном виде.

7. Второй этап Конкурса

7.1. В срок с 21 по 25 ноября 2016 года оператор Конкурса организует проведение второго этапа.

7.2. Для участников второго этапа оператором Конкурса в срок до 20 ноября 2016 года проводится установочный вебинар по процедуре проведения, регламенту и критериям оценки конкурсных испытаний второго этапа.

7.3. В срок до 21 ноября 2016 года оператор Конкурса организует предваряющее мероприятие – тренинг для участников второго этапа.

7.4. Конкурсные мероприятия второго этапа:

7.4.1. Мастер-класс по профориентационной технологии, прошедшей экспертизу на первом этапе конкурса. Мастер-класс должен отражать значение используемого метода для формирования мировоззрения, общекультурных компетенций и профессионального самоопределения. Отработка технологии проходит на группе педагогических работников в количестве 7 человек.

Регламент: до 20 минут (включая 2 минуты для самоанализа и 3 минуты ответов на вопросы жюри).

Критерии оценивания:

– глубина и оригинальность содержания;

– научная и методическая ценность;

– социальная значимость;

– умение взаимодействовать с широкой аудиторией;

– гибкость мышления и поведения;

– самоконтроль;

– доброжелательность.

7.4.2. Кейс-задание – решение предложенного экспертами ситуативного кейса без предварительной подготовки.

Регламент: 5 минут (включая 1 минуту на подготовку, 1 минуту для самоанализа и 1 минуту на обратную связь от эксперта).

Критерии оценивания:

– общий интеллектуальный и культурный уровень;

– широта кругозора;

– умение предъявлять свою позицию.

7.5. По результатам второго этапа Конкурса определяются победители и лауреаты.

7.5.1. Победители Конкурса на третьем этапе участвуют в профориентационном брифинге.

7.5.2. Участники, не прошедшие в третий этап Конкурса, получают дипломы лауреатов и сертификаты участников второго этапа.

8. Третий этап Конкурса

8.1. В срок с 1 по 8 декабря 2016 года оператор Конкурса организует проведение третьего этапа.

Место проведения определяется Оргкомитетом Конкурса.

8.2. В срок до 5 декабря 2016 года оператор Конкурса организует предваряющее мероприятие – тренинг для участников третьего этапа.

8.3. Регламент проведения третьего этапа предполагает участие в профориентационном брифинге – обсуждении актуальных проблем профориентации в современном образовании с участием ведущих экспертов и общественности.

Временной интервал: 60–90 минут.

Критерии оценивания:

– знание и понимание современных тенденций в профориентации;

– масштабность, глубина и оригинальность суждений;

– аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений.

8.4. По результатам третьего этапа определяются абсолютный победитель и призёры Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017».

9. Руководство Конкурсом

9.1. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет.

9.1.1. В состав Оргкомитета входят представители Департамента образования города Москвы и подведомственных образовательных организаций (Приложение).

9.1.2. Оргкомитет осуществляет следующие функции:

– утверждает порядок проведения и содержания конкурсных заданий на каждом этапе Конкурса;

– утверждает и создаёт составы экспертных групп, жюри и счётной комиссии Конкурса;

– определяет сроки и место выдачи дипломов лауреатов и финалистов Конкурса.

9.2. В состав экспертных групп входят представители образовательных организаций, общественных организаций, методических служб, профессиональных педагогических сообществ.

9.3. Для оценивания конкурсных испытаний первого этапа Оргкомитет утверждает состав экспертной группы.

9.4. Для оценивания испытаний второго и третьего этапа Конкурса Оргкомитетом формируется жюри. Состав жюри утверждается Оргкомитетом не позднее 21 ноября 2016 года . Основным принципом формирования жюри является включение в его состав известных и/или авторитетных в педагогическом сообществе экспертов. Среди них представители Департамента образования города Москвы, Городского методического центра, законодательной и исполнительной власти России и Москвы, средств массовой информации, общественных организаций, родителей, деятелей науки, культуры и образования.

9.5. Жюри осуществляет следующие функции:

– проводит экспертную оценку профессиональных и творческих способностей участников Конкурса, проявленных в ходе выполнения испытаний;

– оценивает выполнение конкурсных испытаний в баллах в соответствии с критериями, утверждёнными Оргкомитетом;

– определяет лауреатов, призёров и победителей Конкурса.

9.6. При рассмотрении вопроса о лауреатах, призёрах и победителях решение жюри считается правомочным при наличии на заседании более половины от утверждённого количества членов жюри.

9.7. Члены жюри, не присутствовавшие на основных конкурсных испытаниях, имеют право только совещательного голоса.

9.8. Решение жюри оформляется протоколом.

9.9. Ведение делопроизводства жюри, хранение и использование его документов возлагается на секретаря жюри.

9.10. Для проведения жеребьёвки, организации подсчета баллов, набранных участниками Конкурса, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения конкурсных заданий второго и третьего этапов формируется счётная комиссия, состав которой утверждается Оргкомитетом.

9.11. Апелляция по результатам технической экспертизы, а также оценки конкурсных испытаний экспертами и жюри не принимается.

10. Определение и награждение лауреатов и победителей

10.1. После первого и второго этапов Конкурса определяются лауреаты, набравшие наибольшее количество баллов по результатам конкурсных испытаний.

10.2. Лауреат Конкурса, набравший наибольшее количество баллов по результатам третьего этапа после завершения профориентационного брифинга, объявляется абсолютным победителем Конкурса. При условии равенства баллов у двух участников каждому присуждается абсолютная победа в номинации.

Лауреаты, набравшие высокие баллы, но не ставшие абсолютными победителями, становятся призёрами Конкурса. Призёрам присуждаются II и III места. При условии равенства баллов у двух участников каждому присуждается призовое место в номинации.

Дополнительные призовые номинации Конкурса определяются членами жюри и экспертного сообщества по результатам подсчёта баллов за весь конкурсный период в соответствии с профориентационной направленностью педагогической деятельности участника Конкурса.

10.3. Награждение финалистов, лауреатов и победителей Конкурса осуществляется на мероприятиях, место проведения которых определяется решением Оргкомитета.

Приложение

Состав Организационного комитета и экспертов

Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017»

ОРГКОМИТЕТ

Председатель:

Лебедева Марианна Владимировна, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

Заместитель председателя:

Лукманова Елена Владимировна, заместитель директора ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Члены Оргкомитета, технические эксперты:

Глезер Татьяна Викторовна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

Гришукова Наталья Владимировна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

Мирчук Марина Валентиновна, методист ГБОУ ГМЦ ДОг;

Любах Татьяна Валерьевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

Другина Марина Валерьевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

ЭКСПЕРТЫ:

Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ;

Резапкина Галина Владимировна, психолог, старший научный сотрудник ГБОУ ВО «Академия социального управления», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», руководитель сети экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников», член Союза писателей России, автор книг и методик по вопросам самоопределения молодёжи;

Асенсио Мартинес Елена Николаевна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики Института экономики бизнеса;

Алиева Наталья Ханифеевна, руководитель проекта «Zасобой»;

Карандашева Марина Геннадьевна, начальник отдела профориентации ГКУ ЦЗМ;

Пасс Юлия Валерьевна, генеральный директор проекта «ProektPro», детский психолог;

Смирнов Антон Юрьевич, генеральный продюсер Кинокомпании «Парамульт», ведущий разработчик игровых профориентационных материалов «Навигатум», режиссер, сценарист;

Жаббаров Тимур, сооснователь и партнёр компании Smart Course – системы развития подростков, соавтор профориентационного тренинга для подростков «Осознанный Выбор»;

Алтухов Виталий Владиславович, директор по разработке и исследованиям проекта «ПРОФИЛУМ»;

Руденко Александр Евсеевич, руководитель Центра профориентации ГБОУ «Школа № 1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

Бутузова Ольга Геннадьевна, методист ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова;

Чикина Ольга Николаевна, психолог, старший методист ГБОУ Лицей № 1561;

Евсеева Анна Анатольевна, педагог-психолог ГБОУ Лицей информационных технологий № 1537;

Медникова Оксана Анатольевна, ответственный по дошкольному отделению «Цветик-семицветик» ГБОУ «Школа № 14»;

Куваева Ольга Анатольевна, специалист по профориентации ГБОУ Школа с углублённым изучением иностранных языков № 1288 им. героя Советского Союза Н.В. Троян;

Глушкова Татьяна Петровна, методист по предмету «Технология» ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»

Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» . Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников, приведем цитату из их работы «Профориентация»: «Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения» .


2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)

Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К.Ясперс и И.С.Кон (предполагают, что самореализация проявляется через труд, «дело», которое делает человек), В.Франкл (добавляет, что самоопределение это еще и самотрансценденция, способность выйти за рамки самого себя).

В рамках культурно-исторического направления проблему профессионального самоопределения рассматривают с другой стороны, например, С.Л.Рубинштейн и К.А.Абульханова-Славская пишут, что центральным моментом является самодетерминация, стремление занять определенную жизненную позицию, М.Р.Гинзбург говорит, что определение себя как профессионала образует ценностно-смысловую сферу личности, психологическое настоящее и будущее.

Мы видим, что профессиональное самоопределение рассматривается в разных психологических школах по-разному, но есть константа: представление этого процесса как центрального для личностного развития. Отсюда мы можем сделать вывод, что результатом неправильного хода профессионального развития и становление личности может быть тотальная деструкция, потеря смысла, личностной идентичности, невозможность достижения самореализации.


2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго.

Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12), на которых еще достаточно сложно выделить профессиональное самоопределение, поэтому мы будем говорить о развитии мотивации и общего положительного отношения к трудовой деятельности. Если последовательно опираться на концепцию В.Д.Шадрикова о психологической системе деятельности, мы увидим, что первая ступень – это развитие именно мотивационной структуры: "В процессе дальнейшего освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов" .

Стадию оптации (11-12 лет - 14-18), следует рассмотреть более подробно.

Кто такой оптант? Человек, который либо озабочен проблемой выбора (подростковый и юношеский возраст) или находится в ситуации вынужденной перемены профессии (если мы рассматриваем ситуацию, когда человеку нужно проходить по стадиям периодизации еще раз, такое же явление может произойти и в возрастном развитии из-за психологической или физической травмы) и делает этот выбор. Этой фазе соответствует процесс профессионального определения как первый шаг к профессиональному развитию личности.

Следующая стадия - стадия адепта. Здесь мы говорим о стартующем профессионале, человеке которые сделал выбор пути на предыдущем этапе и теперь начинает осваивать необходимые знания и навыки. Длительность этой фазы зависит от сложности профессии и требуемого уровня квалификации.

На следующем этапе "ребенок" начинает делать первые самостоятельные шаги - фаза адаптации молодого специалиста к работе. Происходит привыкание человека к производственной деятельности, осуществляется усвоение профессиональных и социальных норм, все это сопровождается некоторыми личностными изменениями. Один из самых важных процессов на этом этапе - формирования отношения к своей деятельности. Климов пишет о том, что на следующем этапе положительное отношение уже сформировано, но не упоминает о том, что произойдет если сформируется негативное отношение. С моей точки зрения, это приведет к кризисам личности и невозможности дальнейшего развитие, как следствие деградации, либо возвращение в фазу оптации.

Фаза интернала, здесь мы видим уже опытного работника, которые может вполне самостоятельно, надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Интернал получает признание коллег и, значит, по Шадрикову приступает к формированию индивидуального стиля деятельности. Если на этом этапе человек достаточно успешен - профессиональное развитие идет очень быстрыми темпами, но в какой-то момент замедляется и здесь уже можно говорить о волевой регуляции профессионализации - дополнительном обучении, тренингах и прочих средствах, которые будут рассмотрены ниже.

По мере профессионального развития и выслуги лет работник переходит в фазу мастерства. Здесь он может решать достаточно сложные задачи, с которыми справятся далеко не все его коллеги. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области.

Хороший специалист обычно приобретает известность в своей профессиональном кругу или даже за его пределами. Если немного отойти от периодизации Климова в современную ситуацию на рынке труда и методы набора персонала - профессионал этой фазы является "мишенью для хедхантера", то есть его пытаются "переманить" в другие организации. Это фаза авторитета. Важно, что даже если на этом этапе карьеры работник уже не имеет столько сил и энергии, он все равно успешно решает профессиональные задачи за счет большого опыта, способности организовать работу и окружить себя помощниками.

Авторитетный профессионал имеет достаточно опыта для его передачи, более того, в большинстве случаев, у него формируется потребность в этом, в силу возраста, уровня самосознания и самооценки. Поэтому в фазе наставничества у человека появляются ученики, последователи и единомышленники, обучение которых помогает его жизни оставаться наполненной смыслом.

Особенности стадий профессионального развития – это отсутствие точных возрастных границ, что отмечает сам Климов, он объясняет это различиями в условиях жизни и культуре. Может произойти резкий обрыв на любой из стадий и возвращение к оптанту, в том случае, если профессионал по каким-либо причинам решил освоить новую профессию.

А.К. Маркова предложила свою периодизацию профессионального развития на основе критериев профессионализма личности.

Маркова предполагает, что, несмотря на то, что у разных людей наблюдаются разные пути к профессионализму, каждый проходит через определенные вехи и выделяет допрофессиональный уровень, в котором существует этап первичного ознакомления с профессией.

От допрофессионального уровня работник переходит к профессионализму, последовательно овладевая качествами профессионала, усваивая нормы и правила. Этот уровень объединяет фазы адаптанта и интернала по Климову и включает в себя этапы адаптации человека к профессии, самоактуализации и гармонизации с профессией.

Если человек включает свою деятельность творчество и новаторские идеи – это уровень суперпрофессионализма, «выход человека за пределы профессии», если в отдельных случаях на этом уровне происходит овладение другими, близкими профессиями, человек становится профессионалом – универсалом. Уровень суперпрофессионала включает в себя следующие этапы: свободное владение профессией в форме творчества, свободное владение несколькими профессиональными приемами перехода, творческое определение себя как личности профессионала.

Также Маркова выделяет уровень постпрофессионализма, который соответствует фазе наставника у Климова, однако связывает говорит о завершении профессиональной деятельности, тогда как Климов не включает этот процесс в периодизацию.

Уникальным в концепции Марковой является уровень непрофессионализма, как отсутствие необходимых профессиональных знаний и умений. При этом человек разворачивает внешне активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются деформации такие как неэффективность работы, трудоголизм и исключение личностного развития, ущербность духовно-нравственных ориентиров.

Здесь автор уточняет, что некоторые люди могут надолго «застрять» на одном из этапов, одной из причин она называет определенные противоречивые тенденции (например, «противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон» (Маркова)), которые в свою очередь могут привести к кризису профессионального развития.

Еще один ученый, который разработал собственную периодизацию – Дж. Сьюпер. Особенность его концепции – направленность на то, к чему человек стремится, в чем испытывает потребность по ходу профессионального становления. Периодизация состоит из 4 основных этапов:

Этап роста (0 – 14 лет) развитие интересов и способностей, выявление своих предпочтений.

Исследовательский этап (14-25) апробация своих сил, попытки разобраться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях – в результате выбор профессии и начало ее освоения.

Этап утверждения (25-44) стремление утвердиться в избранной профессии, обрести профессиональное мастерство и статус, упрочить свои позиции в обществе. К концу – снижение вероятности смены профессии.

Этап спада (65 ->) угасание физических и умственных возможностей и, как следствие, уменьшение профессиональной активности либо прекращение трудовой деятельности.

Концепция Сьюпера важна в рассмотрении потому, что она разработана для других социо-культурных условий, что определяет ее отличия от предыдущих. К тому же, он отметил, что переход от этапа к этапу может осуществляться не только последовательно, но и параллельно, возможно повторное прохождение этапов, откаты и кризисы.

Процесс выбора профессии молодым человеком осуществляется в три этапа: выбор профессии в детском возрасте (до 11 лет) на основе фантазии, пробный выбор профессии в подростковый период (11-17 лет) и реальный выбор профессии, начиная с 17 лет и до полного взросления .

Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации . Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация , выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии , осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии - это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Молодым людям постоянно твердят: ищите себе профессию по душе. И эти слова подтвердит любой зрелый человек - только занятость, к которой есть внутреннее стремление, позволяет получать удовлетворение от работы, мотивирует на новые высоты и профессиональное саморазвитие. Но как ее найти? Самый простой и доступный способ - определить профессиональный тип личности. Для этого нужно пройти один из несложных тестов, доступных сегодня в печатных справочниках, Интернете, мобильных приложениях. Ими может воспользоваться не только молодой человек, но и специалист, к примеру школьный психолог.

Личность и профессия

Прежде чем перейдем к профессионально-ориентированным типам личности, рассмотрим, что такое профессия именно в психологическом плане. Здесь авторитетны суждения отечественного ученого Гуревича К. М. Он утверждал, что профессия - это объективная и регламентированная организация деятельности личности. Требования, которые она предъявляет к человеку, налагают печать на весь образ его жизни.

Для одного профессионального типа характерны общие цели и задачи, условия труда, быта, пути продвижения по карьерной лестнице и самореализации. На этой основе вырабатываются схожие манеры поведения и общения, а также интересы и жизненные установки, ценности и традиции. К чему это приводит в итоге? У людей схожих профессий формируются схожие психологические черты и особенности. Влияет профессия также на развитие определенных черт памяти, внимания, особенностей мышления и проч.

Важные исследования ученых

Профессиональные типы личности были предметом исследования многих заметных ученых. К их числу относятся следующие:

  • К. М. Гуревич.
  • М. Я. Басов.
  • А. Ф. Лазурский.
  • Дж. Холланд.
  • Э. Шпрангер.
  • Ле Сенн.
  • А. Сцонди.
  • Э. Ро.
  • Д. Гилфорд.
  • А. А. Бодалев.
  • Э. С. Чугунов.

Некоторые исследования и классификации мы рассмотрим подробно.

Тест Голланда

Самое распространенное определение профессионального типа личности - Голланда (Дж. Холланда), американского психолога. Тест помогает выявить личностные характеристики, которые будут оказывать непосредственное влияние на дальнейшую трудовую деятельность, взаимодействие с коллективом.

Профессиональные типы личности по Дж. Голланду - это шесть разновидностей:

  1. Реалистическая. Это яркая энергичная личность. Выделяется агрессивным поведением, необщительностью в коллективе. Стремится к работе над конкретными материальными объектами. Отличается выдающимися математическими способностями и моторной ловкостью. Люди этой категории - замечательные инженеры, строители, механики, агрономы.
  2. Исследовательская. Для этой личности характерен основополагающий познавательный дух. Это любопытный, креативный, оригинальный, независимый человек с аналитическим складом мышления. В его сознании будут доминировать теоретические ценности. Стремится к решению задач, требующих развитого абстрактного мышления, интеллектуальных усилий. Личностям-исследователям Дж. Голланд рекомендует посвятить себя биологии, астрономии, физике, химии и иным точным наукам.
  3. Социальная. Стремления личности главным образом направлены на внешнюю среду. Более ей по душе эмоциональная и чувственная деятельность. Активные социальные контакты необходимы для такого человека. Он не скрывает своего желания поучать и воспитывать. Для личности характерны развитые Желательное поле деятельности для таких людей - медицина, образование, социальная работа.
  4. Конвенциальная. А для этого типа личности характерна явная тяга к четко структурированной деятельности. Человек консервативен, практичен, любит конкретику. Отличается развитыми математическими способностями. Голланд рекомендует людям такого типа обратить внимание на сферу финансов и бухгалтерского учета.
  5. Артистическая. Эта личность более всего стремится к самовыражению. У нее ярко проявляются эмоции, развито воображение и интуиция. Этот человек независим и оригинален в своих решениях. Мнение общества никогда не стоит на первом месте. Моторные и вербальные способности у него развиты на "отлично". Естественно, такой личности прямо показана творческая деятельность - музыка, кинематограф, театр, писательское поле и проч.
  6. Предприимчивая. Прежде всего эту личность характеризует инициативное поведение. Ее интересуют только те цели, для достижения которых она может проявить свой энтузиазм, импульсивность, энергичность. Этот человек более всего стремится к доминированию и власти, достижению вершин. Предприимчивая личность пробует себя в бизнесе. Также для нее рекомендованы общественная и политическая деятельность, менеджмент (руководящие должности), юриспруденция.

Вот и все шесть профессиональных типов личности Холланда. Ученый в своей классификации уделял большое внимание окружению тестируемой личности на будущем месте работы. Он считал, что окружающая группа - основополагающий фактор для удачного построения карьеры. Как вы видите, опросник позволяет определить профессиональный тип личности на основе многих факторов. Это характер, интеллектуальное развитие, темперамент, интересы, а также степень их выраженности.

Классификация Шпрангера

Свои профессиональные типы личности предложил немецкий философ и психолог Э. Шпрангер. Ученый также разделял всех трудящихся на шесть категорий:

  1. Человек теоретический. Личности, тяготеющие к теории, а не к практике. Любят анализировать проблемы, искать ответы на вопросы.
  2. Человек экономический. Для личности на главном месте - полезность и практичность трудовой деятельности.
  3. Человек эстетический. Не представляет повседневную работу без искусства, созерцания прекрасного.
  4. Человек социальный. Главный объект его внимания - окружающие люди. Любит помогать, консультировать, обучать.
  5. Человек политический. Видит смысл своей жизни в постоянной борьбе, пути к непокоренным высотам, обретению власти.
  6. Человек религиозный. Находит себя в духовной жизни.

Классификация Сцонди

Продолжаем рассматривать научные взгляды на профессиональный тип личности. Интересна тут позиция итальянского психолога А. Сцонди. В разработке своей классификации ученый опирался на представления Зигмунда Фрейда. При выборе профессии он считал основополагающими подсознательные импульсы личности.

С этой точки зрения, можно выделить восемь типов личности:

  1. Гомосексуальный.
  2. Садистический.
  3. Истерический.
  4. Эпилепсический.
  5. Депрессивный.
  6. Маниакальный.
  7. Кататонический.
  8. Параноидальный.

У каждого типа своя характеристика, а также рекомендованные для нее профессии. Например, личности-садисты - это жестокие, властные, агрессивные люди, обладающие к тому же внушительной физической силой. Для них рекомендована работа шахтера, дрессировщика, ветеринара, хирурга.

Такое определение профессионального типа личности сегодня непопулярно. Ведь тут будущая работа считается площадкой для демонстрации своих далеко не самых лучших подсознательных характеристик.

Классификация Ле Сенна

Каково отличие здесь от теста на профессиональный тип личности Голланда? Разделение основано на биологических предопределенных качествах любого индивида. Можно сказать, что профессиональные типы Ле Сенна держатся на градации по темпераменту.

  • флегматики;
  • холерики;
  • сангвиники и проч.

Классификация Лазурского

Группы по А. Ф. Лазурскому основаны на разделении по практичности, материальному итогу той или иной деятельности. Ученый выделяет следующие профессиональные типы:

  • Непрактичные идеалисты и теоретики.
  • Реалисты-практики.
  • Смешанные типы: художественно-практический, научно-практический и проч.

Классификация Э. Ро

Одним из главных "конкурентов" теста Голланда на определение профессионального типа личности является классификация, предложенная американским психологом Энн Ро. Надо отметить, что профессией в своих исследованиях она считает не образование, а деятельность, которой человек посвятил большую часть своей жизни.

По Э. Ро мы можем выделить восемь групп:

  1. Сервис. Социальные работники, трудящиеся в сфере быта.
  2. Деловые контакты. Бизнесмены, агенты корпораций.
  3. Организаторы. Директора, топ-менеджеры.
  4. Работающие на открытом воздухе. Это лесничие, рыбаки, трудящиеся в сельском хозяйстве.
  5. Технические профессии. Механики, инженеры, строители.
  6. Научные профессии.
  7. Культурные работники.
  8. Артисты.

Для каждой группы характерны особенности черт характера, психологические установки, проявление интереса к общению, взаимодействия в социуме.

Исследования Д. Гилфорд

Для профессионального самоопределения очень полезно знакомство с исследованиями американского психолога Джоан Гилфорд. Она нашла выдающихся представителей нескольких профессий, построивших блестящую карьеру. Составленный Д. Гилфорд тест из 653 вопросов для каждого респондента был направлен на то, чтобы определить, какие факторы позволили этим людям достичь головокружительных высот.

Психолог выяснила, что у каждой профессии свой "секрет успеха". Например, журналисты не представляли своей жизни без общества, ценили эстетические направления. Предпринимательство, точные науки вызывали у них антипатию. Это эмоционально неустойчивые, даже раздражительные люди. Не любят четко планировать свою жизнь, а предпочитают неожиданные решения.

Теперь вы знакомы с самыми известными классификациями профессиональных типов личности. Самой популярной из них является основанная на тесте Дж. Голланда.

Загрузка...
Top