Спецоценка условий труда нужна и на новых аналогичных рабочих местах. Внеплановая спецоценка: основания и порядок проведения Определение вновь созданного рабочего места

20.03.2014 14:23:00


Если вновь созданное рабочее место аналогично уже существующим рабочим местам, на нем все равно нужно провести спецоценку условий труда, рассказал в своем эксклюзивном интервью журналу «Главная книга» первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

Сергей Федорович, зачем была введена спецоценка вместо аттестации? И в чем разница между ними?

С.Ф. Вельмяйкин: Сразу скажу: революции не произошло. В основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда. Вообще институту оценки условий труда в этом году будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 г. на ВАЗе в качестве эксперимента.

Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике это оказалось невыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.

Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.

Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.

Эта упрощенная процедура называется идентификацией?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на «обычных» (не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) рабочих местах. Если эксперт организации, проводящей спецоценку, подтвердит, что рабочие места безопасны и измерять вредные факторы необходимости нет, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми.

В этом случае следующий этап спецоценки (измерение уровней вредных факторов) не нужен. Работодателю надо будет просто подать в Роструд декларацию о соответствии условий труда на рабочих местах нормативным требованиям, которая будет действительна в течение 5 лет.

Если же эксперт сочтет, что на рабочих местах возможно наличие вредных факторов, то начнется следующий этап спецоценки - замер этих факторов.

Нужно ли будет проводить спецоценку офисных рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов надо проводить в отношении всех рабочих мест, в том числе так называемых офисных рабочих мест. Необходим ли следующий этап - заме р вредных факторов, решает эксперт оценивающей организации. Потенциально вредные производственные факторы на офисных рабочи х местах - это микроклимат в помещении, освещенность, электромагнитное поле.

Отдельную же оценку возможных вредных воздействий самой офисной техники методика проведения спецоценки (сейчас соответствующий приказ находится на регистрации в Минюсте) не предполагает. Мы исходим из того, что эта техника приобретается легально, имеет все необходимые сертификаты, в том числе гигиенические, а значит, безопасна.

Надо ли будет при спецоценке или в случае проверки ее результатов контролирующими органами предъявлять документы, подтверждающие легальность приобретения и безопасность так

ой техники?

С.Ф. Вельмяйкин: Нет, документацию на приобретение техники предъявлять не нужно.

Как будет проходить для работодателей переход с аттестации на спецоценку? Будут ли действительны результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г. ?

С.Ф. Вельмяйкин: Да, итоги аттестации рабочих мест с некоторыми изъятиями будут действительны в течение 5 лет после ее проведения.

А если организация начала процедуру аттестации рабочих мест в конце 2013 г., но до нового года не успела ее закончить? Ведь Закон о спецоценке был принят в конце декабря прошлого года, а уже с 1 января вступил в силу.

С.Ф. Вельмяйкин: Завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31 декабря 2013 г. Если организация не успела это сделать, ей придется изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.
О введении с нового года спецоценки было известно заранее. Еще в апреле 2013 г. мы объявили об этом на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда. А затем в течение 2013 г. неоднократно обсуждали на самых разных общественных площадках. Согласитесь, заключать в конце года договор на проведение аттестации рабочих мест, зная о предстоящих изменениях, - это как минимум безответственно.

Если организация никогда раньше не проводила аттестацию рабочих мест, в какой срок она обязана провести спецоценку?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку вредных рабочих мест (перечисленных в Списках) необходимо провести до конца 2014 г. (с 2015 г. за ее непроведение предусмотрены административные штрафы). Спецоценку остальных рабочих мест можно проводить не торопясь, поэтапно. Завершить ее надо до конца 2018 г.

В какой срок должны провести спецоценку вновь созданные организации?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку условий труда на любых вновь созданных рабочих местах надо провести в течение полугода. Но если в организации все рабочие места не включены в Списки, проводить спецоценку можно до конца 2018 г.

Раньше, если по результатам аттестации условия труда были признаны безопасными, повторную аттестацию можно было не проводить. Действует ли это правило и в отношении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Если спецоценка подтвердила безопасность условий труда на рабочем месте и в течение 5 лет на нем не произошло никаких несчастных случаев и у работников не было выявлено профзаболеваний, повторную спецоценку можно не проводить. Достаточно снова подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям6. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет.

А еще через 5 лет можно будет снова подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: Закон о спецоценке не дает прямого ответа на этот вопрос. Но такая ситуация будет актуальна только через 10 лет. Думаю, что за это время практика подскажет, можно продлевать действие результатов спецоценки только однократно или несколько раз.

Если безопасность условий труда была подтверждена результатами недавней аттестации, надо ли через 5 лет проводить спецоценку или можно просто подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: В этой ситуации надо будет провести спецоценку. Но если у вас не вредное производство, то, как я уже говорил, спецоценку можно проводить вплоть до конца 2018 г.

Например, если на «несписочных» рабочих местах проводили аттестацию в марте 2012 г., действие ее результатов истекает в марте 2017 г. Но вам не обязательно проводить спецоценку до марта 2017 г., вы можете провести ее и в 2017 г., и в 2018 г.

Как будет проводиться спецоценка условий труда на аналогичных рабочих местах?


С.Ф. Вельмяйкин:
Критерии признания рабочих мест аналогичными прописаны в Законе. И если это офисные рабочие места, там должны быть не только одинаковые компьютеры, но и одинаковые системы освещения, отопления и вентиляции, а работники на таких рабочих местах должны выполнять одинаковую работу. Проводить спецоценку условий труда на аналогичных рабочих местах можно, как и раньше, в отношении 20% от их общего количества (но не меньше чем на двух таких рабочих местах).

При создании нового рабочего места надо ли проводить в отношении него спецоценку условий труда, если оно аналогично тем, где уже была проведена спецоценка?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель обязан провести спецоценку условий труда на таком рабочем месте в течение 6 месяцев после его создания. Признать его аналогичным уже существующим рабочим местам автоматически нельзя.

Какие организации будут вправе проводить спецоценку? Могут ли заниматься спецоценкой те же самые организации, которые занимались аттестацией рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Для того чтобы работать на рынке спецоценки, необходимо получить в Росаккредитации аттестат аккредитации на ведение этой деятельности. Срок действия аттестата - 5 лет.

Организации, которые раньше занимались аттестацией рабочих мест, а таких компаний в стране около 900, имеют право проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов своих испытательных лабораторий.
Более того, тем организациям, у которых действие аттестата истекает в 2014 г., мы дали возможность работать на рынке спецоценки до конца года для того, чтобы они подготовились и выполнили новые требования.

Как изменились требования к оценивающим организациям по сравнению с требованиями к аттестующим организациям?

С.Ф. Вельмяйкин: Они стали более строгими. Оценивающей организации нужно иметь собственную лабораторию. Эта лаборатория должна быть оснащена оборудованием, способным измерять все предусмотренные законом производственные факторы, за исключением четырех - очень редких и крайне дорогих в измерении.

В штате организации должно состоять как минимум пять специалистов-экспертов, имеющих сертификаты Министерства труда и социальной защиты РФ. Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это делает его профессионально независимым: поскольку сертификат оформлен на него самого, а не на организацию, ему проще сменить работодателя.

Но одновременно это накладывает на эксперта и большую ответственность. Эксперт лично отвечает за результаты своей работы и в случае нарушений может быть дисквалифицирован.

Какова роль работодателя в проведении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель выбирает оценивающую организацию. Он создает и возглавляет комиссию, которая контролирует весь процесс и утверждает результаты спецоценки.

В комиссию по проведению спецоценки входят представители профсоюза и представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. В такой конструкции специально заложен тройной конфликт интересов - работодателя, профсоюза и оценивающей организации.

Оценивающая организация, естественно, заинтересована в том, чтобы заработать побольше, а работодатель - в том, чтобы не переплачивать. А представитель профсоюза защищает интересы работников и требует, чтобы по всем возможным вредным факторам провели объективные замеры и установили классы и подклассы условий труда.

Как будут защищаться интересы работников, если в организации нет профсоюза?

С.Ф. Вельмяйкин: Даже если нет профсоюза, но трудовой коллектив хочет принять участие в спецоценке, он может ввести в комиссию своего представителя.

Изменились ли факторы рабочей среды и трудового процесса, которые измеряются при спецоценке, по сравнению с аттестацией? Есть ли изменения в классификации условий труда по степени вредности и опасности?

С.Ф. Вельмяйкин: Изменения не принципиальны. За основу мы взяли ту гигиеническую классификацию, которая применяется уже не один десяток лет.
Мы исключили те факторы, которые практически невозможно измерить. Например, психоэмоциональную напряженность труда. Это крайне субъективный показатель. Любой труд, требующий хотя бы минимальных интеллектуальных усилий, мог расцениваться как вредный.

Как оформляются результаты спецоценки? С какого момента они вступают в силу?

С.Ф. Вельмяйкин: По завершении спецоценки эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты спецоценки утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.

Именно с этой даты возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед работниками в связи с их работой во вредных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд по новым тарифам (вместо тех тарифов, по которым он платил взносы до спецоценки).

С 2015 г. санкции за нарушения при проведении спецоценки ужесточаются. Кто несет ответственность за результаты спецоценки с учетом того, что подписывает документы представитель работодателя?

С.Ф. Вельмяйкин: И работодатель, и оценивающая организация, и эксперт отвечают за правильность проведения процедуры аттестации, каждый в своей части. Так, эксперт отвечает за правильность проведения замеров и расчетов, за их интерпретацию. Работодатель - за организацию процедуры спецоценки.

Обязан ли работодатель публиковать результаты спецоценки в периодических изданиях, размещать в Интернете? Должен ли он представлять их в какие-нибудь надзорные инстанции?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель должен разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте, но только если у него есть такой сайт. А оценивающая организация, которая провела спецоценку, с 2016 г. обязана будет вводить данные о результатах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.
У работодателя также есть право (но не обязанность) передать данные о результатах спецоценки в территориальный орган Роструда. Это дополнительная гарантия на случай, если оценивающая организация по каким-либо причинам данные в систему не введет. Тогда данные, представленные работодателем, в систему введет Роструд.

Что будет представлять из себя эта информационная система? С какой целью она создается?

С.Ф. Вельмяйкин: Эта информационная система уже работает, но пока в тестовом режиме, а к 2016 г. будет выведена на производственную мощность.

Работодатели рассчитывают дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд на основании данных спецоценки. С 2016 г. ПФР будет получать данные о тарифах конкретных страхователей непосредственно из этой системы.
Кроме того, система позволяет отслеживать возможные нарушения при проведении спецоценки. Так, по данным этой системы мы иногда выясняли, что один и тот же эксперт в один и тот же день проводил замеры в разных уголках страны. Или один и тот же хроматограф одновременно брали в аренду разные аттестующие организации. И как раз такие факты побудили нас ужесточить требования к оценивающим организациям.

Смогут ли работодатели пользоваться этой системой?

С.Ф. Вельмяйкин: Скорее всего, работодателям будет доступна информация о них самих. Посмотреть информацию о других работодателях они не смогут.

Для чего необходимо под роспись знакомить работников с результатами спецоценки?


С.Ф. Вельмяйкин:
От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций: надбавка к заработной плате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск. Кроме того, если рабочее место «списочное», но условия труда по результатам спецоценки были признаны безопасными, с этого момента у работника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого льготный стаж не сгорает, но новый начисляться не будет. Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может пожаловаться в трудовую инспекцию, и по его жалобе государственная экспертиза условий труда проведет проверку.

Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены, а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Закона о спецоценке. Так происходит только в том случае, если условия труда работников по результатам спецоценки не улучшились?

С.Ф. Вельмяйкин: Мы несколько изменили систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях: значительно больший вес придали отраслевым соглашениям и коллективным договорам на уровне предприятий.
Например, до 1 января 2014 г. запрещалось заменять дополнительный отпуск за вредные условия труда денежной компенсацией. Это не устраивало не только работодателей, но и самих работников. Вплоть до того, что шахтеры в Кемерове обращались к Президенту с просьбой разрешить им вместо ненужного трехмесячного отпуска получать дополнительные деньги.

С нового года нельзя заменять компенсацией лишь 7 дней дополнительного отпуска, остальные дни по договоренности работников и работодателей можно поменять на деньги. А чтобы работник не пострадал и получил такую компенсацию в полном объеме, мы и предусмотрели норму о том, что в январе 2014 г. работник, трудящийся в тех же условиях, не может получить меньше, чем он получал в декабре 2013 г., до вступления в силу Закона о спецоценке. Эта норма касается не только дополнительного отпуска, но и надбавки к заработной плате и сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если же условия труда работника улучшились, стали более безопасными, его объем гарантий и компенсаций, естественно, сократится. Ведь цель введения спецоценки состоит как раз в том, чтобы заинтересовать работодателей улучшать условия труда, применять наиболее качественные средства индивидуальной защиты. Кстати, сейчас мы совместно с Роспотребнадзором разрабатываем методику, позволяющую снижать класс условий труда в зависимости от качества средств индивидуальной защиты.

Источник : glavkniga.ru

Такая процедура, как спецоценка (аттестация) рабочих мест, вызывает немало вопросов. Подробности проведения - в нашей статье

01.04.2016

Отличие спецоценки от аттестации рабочих мест

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). До этого времени, напомним, проводилась аттестация рабочих мест.

Процедура спецоценка рабочих мест внесла несколько новшеств в исследование условий труда. В первую очередь это то, что теперь оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой. Ранее же они не подлежали аттестации.

Второе нововведение - по результатам специальной оценки рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса работодатель рассчитывает допвзносы в Пенсионный фонд по ряду профессий.

Третье новшество - введен порядок декларирования условий труда. Его суть в том, что, если итоги оценки положительные, то есть проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, нанимателю нужно заполнить соответствующую декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости. До 2014 года данную декларацию не надо было заполнять.

Внимание: результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, еще действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение - случаи, когда спецоценку условий труда обязательно провести внепланово. О таких случаях сказано в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Тогда нужно провести спецоценку на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления соответствующего случая. К таковым, например, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профзаболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

В какой срок нужно провести спецоценку рабочих мест

Исключение - компании и предприниматели, у которых есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По таким рабочим местам спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если у вас таких рабочих мест нет, спецоценку вы можете проводить поэтапно до 31 декабря 2018 года включительно (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Закон не устанавливает количество этапов проведения спецоценки и количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Все эти вопросы вы должны урегулировать самостоятельно совместно с организацией, которая будет проводить спецоценку (письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Как выбрать такую организацию, мы еще расскажем далее.

Как провести спецоценку рабочих мест

Порядок спецоценки рабочего места прописан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

По общему правилу проводится спецоценка рабочих мест совместно с независимой организацией, которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит спецоценку, должна соответствовать ряду требований (ст. 19 и 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Так, в частности, она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. В ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности. Организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России.

Но нанять специальную фирму мало. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению спецоценки, составляет по ее итогам отчет (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает документ председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета (не включая периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха) (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Спецоценка рабочих мест стоимость

Цена на услуги по специальной оценке условий труда законодательно не определена. Стоимость услуг складывается из количества проверяемых рабочих мест. Отдельно при необходимости могут оплачиваться сложные исследования.

В среднем стоимость услуг по специальной оценке условий труда на рынке составляет от 1000 до 3500 руб. за одно рабочее место.

Стоимость оценки одного рабочего места определяют работодатель и спецорганизация, аккредитованная для проведения спецоценки - при заключении договора на проведение спецоценки.

Как определить количество рабочих мест, подлежащих спецоценке

Комиссия, о которой мы поговорили в предыдущем разделе, определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5-7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест спецоценку достаточно провести в отношении 20% от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в процессе проведения спецоценки выявится хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Также нужно учитывать, что спецоценка не проводится в отношении (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

И оценивать требуется только оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не все рабочие места, которые могут быть организованы работодателем по штатному расписанию.

Чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест

За отсутствие спецоценки рабочих мест грозит штраф. Кроме того, прокуратура может завести на работодателя дело.

Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ (п. 2 и 5). Это предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, штраф от 5000 до 10 000 руб. - для предпринимателей и штраф от 60 000 до 80 000 руб. - для организации.

За повторное нарушение санкции выше:

  • штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;
  • штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для предпринимателей;
  • штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для организации.

Работодатели обязаны проводить на новых рабочих местах специальную оценку условий труда, чтобы в дальнейшем определить класс их опасности и, соответственно, тариф взносов на соцстрахование, вид и объемы компенсаций для сотрудников.

Методика проведения спецоценки условий труда на новом рабочем месте не отличается от процедуры анализа производственных факторов в остальных случаях. Но на этот раз работодатель обязан помнить о сроках проведения СОУТ, а также понимать, когда именно он должен проводить внеплановую спецоценку.

Разъяснения чиновников

С момента вступления в силу прошло уже несколько лет. За это время чиновники и эксперты выпустили много разъяснений относительно проведения СОУТ на вновь организованных рабочих местах.

Одним из таких разъяснений стало Письмо Департамента условий и охраны труда Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169. В этом документе чиновники напомнили, что внеплановая спецоценка условий труда в связи с перемещением, созданием нового рабочего места должна проводиться по нормам статьи 17 , из которой следует, что СОУТ необходимо провести в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.

Чиновники подчеркивают, что под вводом в эксплуатацию надо понимать дату начала штатного производственного процесса на новых местах или в новом помещении, например при переезде в новый офис.

Очень важно: проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте, которое вакантно, нецелесообразно. Поэтому даже если рабочее место создано, но на нем никто не трудится, оценивать его не стоит, говорят в Минтруде.

Когда на вакантную должность будет трудоустраиваться гражданин, работодателю надо договориться с ним о гарантиях и компенсациях на основании результатов СОУТ на аналогичных местах, предлагают чиновники. После проведения спецоценки трудовой договор дополняется сведениями о классе (подклассе) условий труда. В нем также уточняются полагающиеся работнику по закону гарантии и компенсации (при необходимости).

Что касается ранее созданных мест, то еще 5 лет назад в их отношении должна была проводиться аттестация, которую позже заменили спецоценкой условий труда. В отношении таких мест СОУТ действительно имеет конкретный срок завершения — 31.12.2018.

Судебная практика

В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?

Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.

При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):

  • работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
  • организация-работодатель была переименована или реорганизована.

Отдельно следует сказать о введении в эксплуатацию аналогичных рабочих мест. Они тоже считаются вновь организованными. Но комиссия по проведению спецоценки может решить, что такие места являются аналогичными тем, в отношении которых уже проводилась СОУТ, а значит, проводить оценку в их отношении не надо. Такое решение обязательно должно быть оформлено протоколом.

Цена вопроса и некоторые особенности выбора оценщика

Интернет пестрит предложениями о проведении оценки условий труда на одном рабочем месте за 500-600 рублей. В иных случаях оценщики берут больше — от 1500 рублей, акцентируя внимание на том, что стоимость работы зависит от количества рабочих мест, объема и трудоемкости необходимых измерений, количества привлекаемых экспертов, удаленности производства и прочих факторов.

Сколько платить за СОУТ — дело индивидуальное, но здесь надо помнить о нескольких моментах. Во-первых, организация или эксперт, который будет проводить спецоценку условий труда, должны быть аккредитованы. Данные об оценщике должны быть внесены в специальный реестр, который ведет Минтруд (вся актуальная информация доступна на сайте). Во-вторых, необходимо учитывать удаленность оценщика от рабочих мест, поскольку все командировочные расходы в итоге лягут на заказчика. Еще один немаловажный момент — надо избегать ошибок при проведении СОУТ, иначе ее результаты могут быть признаны недействительными.

Исходя из судебной практики, среди наиболее частых нарушений при проведении СОУТ являются (более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14, Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33- 9418/2015, Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Коми от 21.09.2015 по делу № 33-5055/2015):

  • несоблюдение права работников присутствовать при проведении спецоценки и давать предложения по идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов (статья 5 );
  • неознакомление работников с результатами СОУТ в письменном виде в установленный срок (статья 4 и п. 5 статьи 15 );
  • отсутствие сведений, подтверждающих проведение исследований (испытаний) в отношении не менее 20 % рабочих мест (в случае аналогичности) (статья 16 );
  • несоответствие дат составления различных документов, что является нарушением методологии проведения СОУТ.

Если вам попадется недобросовестный оценщик, деньги по договору в судебном порядке, конечно, вернут (см. решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу № А41-71418/2015). Однако это не избавит от необходимости провести качественную спецоценку, по результатам которой будет определен объем дополнительных обязанностей работодателя.

Спецоценка условий труда: реальная экономия

Тем, кто пока не увидел выгоды от СОУТ, эксперты Клинского института охраны и условий труда предлагают посмотреть на реальную экономию после ее проведения. По их подсчетам, выгода работодателей по разным видам компенсаций варьирует от 45 до 5 процентов. На чем можно сэкономить и сколько, см. график.

Если «пряник» работодателю не нравится, у властей всегда наготове «кнут». Согласно п. 2 , ответственность работодателей за отказ проводить спецоценку условий труда существенная: штраф от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — до 10 000 рублей.

При этом практика показывает, что за непроведение СОУТ в совокупности санкции могут составить до 400 000 рублей. И поскольку нарушение правил охраны труда — проступок, который суды расценивают как значительный (см., например, решение Московского городского суда от 14.12.2015 № 7-13480/15), избежать наказания вряд ли удастся.

Отметим, что в Роструде уже готовятся проводить рейды с целью выявить компании, где не проводилась СОУТ либо были допущены какие-то нарушения. Такие внеплановые визиты могут закончиться также привлечением к административной ответственности и штрафам. Если же рабочее место пока вакантно либо оно создано менее 12 месяцев назад, инспекторы ГИТ наказать за непроведение спецоценки не смогут.

Вместе с тем, в Министерстве труда заверили , что штрафовать всех работодателей в 2019 году не будут. Чиновники намерены воспользоваться так называемым механизмом предупреждения о недопустимости нарушения требований по охране труда. Это значит, что если в компании не проведен СОУТ, то ей вынесут предупреждение с указанием сроков, в течение которых нужно устранить нарушение. Если организация откажется следовать предписанию, только тогда ее можно будет оштрафовать.

В Министерстве труда уверены, что это позволит «добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов». Но фактически это еще одна небольшая уступка со стороны властей, которой, на наш взгляд, было бы глупо не воспользоваться.

В нашей организации спец.оценка проведена. Сейчас с штатное расписание вводится две новых единицы: еще один менеджер и бренд-менеджер. Должности и раб.м еста бернд -менеджера в организации не было. Нужно ли оценивать новые раб.м еста? Какие наши действия? У нас ведущий менеджер ушла в декрет.о тпуск, можно ли её раб.место (со спец оценкой), "перевести" на просто менеджера. Если ни чего не делать, могут ли оштрафовать? на сколько?

специальная оценка условий труда проводится в отношении созданных рабочих мест в соответствии штатному расписанию. Поэтому, если на должность ведущего менеджера, по которой проведена оценка условий труда, принимается новый сотрудник, проводить аттестацию не нужно.

В отношении новых рабочих мест, введенных в штатное расписание (вновь созданных) необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда в течение шести месяцев.

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели в отношении всех рабочих мест за исключением надомных работников; дистанционных работников; работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:*

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Кто обязан проводить специальную оценку*

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию.* Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест .

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия .

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей и Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.*

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России . Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице .

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 . А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам) .

Внеплановая специальная оценка условий труда*

Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Таким образом, рабочие места офисного персонала, проводящего за компьютером более половины рабочего дня, по-прежнему нужно аттестовывать.

05.10.2017 22:35:00

Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» в ст. 57 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор должен содержать сведения об условиях труда на рабочем месте. Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) и не знакомить работника с результатами (отчетом) специальной оценки условий труда при приеме на работу? Необходимо ли повторно проводить специальную оценку условий труда, если на момент ее проведения численность работников, занятых на данном рабочем месте, была меньше? На вопросы отвечает предстватель государственной инспекции труда...
ВОПРОС:

Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» в ст. 57 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор должен содержать сведения об условиях труда на рабочем месте. Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) и не знакомить работника с результатами (отчетом) специальной оценки условий труда при приеме на работу?

Необходимо ли повторно проводить специальную оценку условий труда, если на момент ее проведения численность работников, занятых на данном рабочем месте, была меньше?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ


ОТВЕТ:

В трудовой договор с вновь принятыми работниками необходимо включать информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) либо оформить дополнительное соглашение к уже заключенному трудовому договору и при этом в письменной форме ознакомить работника с результатами (отчетом) оценки условий труда при приеме на работу или перед заключением дополнительного соглашения.

Для внесения в карту специальной оценки условий труда сведений о вновь принятом на данное рабочее место работнике необходимо проводить внеплановую оценку условий труда, если численность работников, занятых на данном рабочем месте, увеличилась по сравнению с тем, когда проводилась специальная оценка условий труда на рабочем месте.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно должны быть указаны:

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, когда работник принимается на работу в таких условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
- условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ)).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Таким образом, в трудовой договор включается информация об условиях труда на рабочем месте (оптимальные, допустимые, вредные, опасные) в соответствии с данными специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ), а работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ).

Ознакомление работников с результатами СОУТ обеспечивается работодателем в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Отчет о СОУТ включает в себя, в том числе и карту СОУТ. В связи с тем, что только в карте СОУТ, форма которой утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, имеется место для подписи работника, представляется, что работник должен быть ознакомлен под роспись только с картой СОУТ на занимаемом рабочем месте.

В случае если ранее в отношении данного рабочего места (в том числе вновь организованного (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ)) СОУТ не проводилась, то после проведения СОУТ и при ознакомлении с картой заключается дополнительное соглашение к трудовому договору с работником (работниками), в котором указывается класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

Такое же соглашение заключается и в случае, если по результатам новой СОУТ класс изменился по сравнению с установленным по результатам ранее проведенной СОУТ классом. При этом в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ СОУТ - комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место. Таким образом, представляется, что повторно проводить оценку условий труда не требуется, так как условия труда на рабочем месте не зависят от количества работников, которые могут на нем трудиться.

Однако Минтруд России на своем официальном сайте привел Информацию «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)», из которой следует, что, если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, внесенный в карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда (п. 16). Поскольку в рассматриваемой ситуации численность работников, занятых на данном рабочем месте, увеличилась по сравнению с моментом проведения СОУТ, то в карту необходимо внести СНИЛС вновь принятого работника, а согласно рекомендациям Минтруда России это возможно только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ.

Таким образом, работодателю при принятии решения о необходимости проведения внеплановой СОУТ следует учитывать приведенные разъяснения Минтруда РФ, хотя они нормой права не являются.

Кроме того, напоминаем, что с 01.01.2015 вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.

Нарушение оформления трудового договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Загрузка...
Top