Профессиональное отношение к работе. Отношение сотрудника к работе и его мотивация

Многие понимают, что в основе успешной и приятной работы лежит – 10 правил, о которых мы расскажем ниже, помогут сохранить нужный эмоциональный настрой, избежать различных интриг и ненужных переживаний.

1. Не работайте за идею, работайте за деньги

Многие работодатели считают, что это не правильное отношение к работе, ведь таким образом вас невозможно эксплуатировать. Хотя многие корпорации именно на этом и зиждутся, внедряя мысль, что вы работаете не просто за деньги, а ради какой-то великой идеи. Для этого используется изощренная система поощрений, чтобы поддерживать вдохновенное отношение к работе сотрудников. С одной стороны можно понять работодателей, которые стремятся заполучить преданных сотрудников. Но с другой стороны, иногда они переступают грань, и правильное отношение к работе начинает означать едва ли не добровольное рабство. Но если вы даете себе установку, что работаете за деньги, вы меньше эмоционально привязываетесь к работе, что является отличной профилактикой депрессий и фрустраций.

2. Вы должны только то, что закреплено трудовым договором

Чтобы правильно относиться к работе, необходимо научиться отделять свои личные интересы от интересов фирмы. Часто руководители пытаются выехать на чувстве личного участия сотрудников в жизни фирмы, апеллируя к совести или уверяя, что так здесь принято. Однако подумайте, почему проколы руководства должны ставать вашей личной проблемой? Ведь фирма не принимает участия в ваших личных проблемах. Мало того, она их создает, так как это время, отобранное у вашей семьи, которая нуждается в вас больше, чем фирма. Конечно, правильное отношение к работе – это не апелляция к трудовому договору по любому поводу. Иногда при форс-мажорных обстоятельствах можно сделать что-то и помимо закрепленных обязанностей. Главное, чтобы это не перерастало в регулярные мероприятия.

3. Не бойтесь испортить отношения

Еще одно из 10 правил успешной работы – не переживайте, что можете испортить отношения с начальством, требуя соблюдения трудового законодательства. Наоборот, отстаивание своих интересов, правильное отношение к работе и к себе лично вызывает лишь уважение.

4. Не робейте перед начальством

Ваше отношение к работе начинается с вашего отношения к начальству. Помните, что начальник – тоже человек, даже если он напустил на себя важный вид. Разговаривайте с начальством, высказывайте ему свои идеи и мнения, и тогда вам легче будет подойти к нему решить производственные вопросы, которые затрагивают ваши личные интересы.

5. Не расстраивайтесь из-за неудач

Чтобы правильно относиться к работе, иногда необходимо преодолеть страх перед совершением ошибки. Ведь такое может случиться с каждым. А самое страшное, что вас может ожидать – увольнение. Просто сделайте выводы из допущенного промаха и постарайтесь больше его не допускать. В этом пален очень важно выработать нужное отношение к работе, так как страх допустить ошибку чаще всего и оказывается причиной такой ошибки.

6. Не воюйте за регалии

Еще одно важное из 10 правил правильного отношения к работе – сдерживание своих амбиций и желаний стать лучшим во всем, за что и поучить соответствующие звания. Особенно ценой собственного здоровья. Это лишь еще больше погружает вас в рабство.

7. Изучайте рынок труда

Правильно относиться к работе помогают знания о рынке труда, которые помогают объективно оценить условия, в которых вы сейчас работаете. Для этого необходимо не только мониторить предложения работодателей, но и ходить на собеседования, опять же, без опаски получить отказ. Также ваше отношение к работе покажут и ваши требования по зарплате – не ориентируйтесь на средние показатели, стремитесь к большему.

8. Не бойтесь потерять работу

Поймите, что ваша организация не единственная уникальная в своем роде. Правильное отношение к работе – это принять факт увольнения, как шанс попробовать что-то новое, а не как жизненную катастрофу. К тому же ваше увольнение – это и проблема работодателя. Если вы не отождествляете свою цель с целью корпорации, вам будет гораздо проще это сделать.

9. Изучайте трудовое законодательство

Иногда полезно знать, что переработка и выход в выходной день должны оплачиваться в двойном размере. Или во время увольнения работодателем вам должны выплатить компенсацию в размере нескольких окладов. Это дает чувство защищенности и позволяет выработать правильное отношение к работе.

10. Дом отдельно от работы

Пожалуй, одно из самых главных 10 правил – это оставить все мысли о работе на рабочем месте. Работа – это лишь способ получить деньги на существование, все остальное – мелочи жизни. Ведь ваша семья нуждается в вас гораздо больше, чем работа. Именно в вас, не только в ваших деньгах. А если вы полностью выжали себя на работе и продолжаете о ней думать дома, что остается семье?

Есть еще одно негласное, но важное правило, которое вырабатывает правильное отношение к работе – 10 правил , описанных выше не надо демонстрировать на работе, достаточно их знать и придерживаться, когда чувствуете, что вас начинают нагло эксплуатировать.

Работа должна доставлять удовольствие... Это неотъемлемое условие счастливой жизни. Постоянная цель жизни для многих воплощена главным образом в работе. И хотя одной работы как цели может быть недостаточно для того, чтобы сделать жизнь счастливой, однако она является важной составляющей счастья.
Для того, чтобы работа доставляла удовольствие, ее (работу), на мой взгляд, надо:
А) – любить,
Б) – уметь делать,
В) – иметь в меру сил и способностей.
Чрезмерное, как и недостаточное количество работы, способно обратно пропорционально повлиять на процесс доставления удовольствия. В случае недостатка – малым не насытишься, а в случае избытка – от работы, как говорится, даже кони дохнут…

Из множества определений слова «Работа» мне нравятся два:
1) - это ПРОЦЕСС, требующий приложения умственных или физических усилий, который целью своей ставит получение определенного РЕЗУЛЬТАТА.
2) - это ДЕЙСТВИЕ, направленное на ИЗМЕНЕНИЕ существующего порядка и отношения вещей.
А что же такое удовольствие? Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний? Но от чего больше: от процесса или результата?..

Мое отношение к работе?.. Я долго обдумывал этот вопрос, и пришел к выводу, что у нас с ней, с работой, ЛЮБОВЬ Правда, эту взаимосвязь нельзя назвать постоянно взаимной. Скорее так: то я люблю ее, а она меня нет, то наоборот.
Я люблю ее, когда мне совершенно понятно, ЧТО нужно делать, и КАК делать. В этом случае я бываю хроническим трудоголиком и готов с упоением отдаваться процессу (подобно алкоголику) до физического изнеможения или до получения желаемого результата.
Про ситуацию, когда работа любит меня, есть хорошая народная пословица – Дураков работа любит. Нетрудно догадаться, что в этом случае я совершенно чего-то не понимаю: либо ЧТО делать, либо КАК, либо КОГДА?.. Я начинаю ненавидеть работу за то, что она не по мне, и себя - соответственно тоже. Я могу пытаться что-то сделать интуитивно, но, часто бывает, ошибаюсь. И тогда работу приходится переделывать, то есть делать одно и то же дважды, трижды и т.д. Отсюда и «Дураков работа любит». В этом случае я быстро устаю от такой работы (скорее морально, чем физически). Мне становится лень это делать. Я ищу поводы, чтобы отложить это на потом. Одним из способов решить эту проблемы сегодня я выбираю – отложить решение проблемы на завтра.

Если говорить о достижении цели любой работы, то в конечном итоге, в финале мы всегда имеем отдых, получение удовольствия от ничегониделанья. То есть понятие прямопротивоположное сути работы.
Получается в случае любви – сначала работа, потом отдых, в случае нелюбви – сначала отдых, потом работа.
Есть такая сентенция, что отношение – это все! Это единственная вещь, которая определяет уровень нашего потенциала и интенсивность нашей деятельности и предсказывает качество будущего результата. В то же время, мне кажется что отношение – это ничего, кроме собственного Я.
Не существует другого человека на земле, который мог бы повлиять на наше отношение к чему бы то ни было. Люди могут воздействовать на нас, обучая нас неправильному способу мышления, или непреднамеренно дезинформируя нас, или вводя нас в сферу влияния негативного источника, но никто не сможет контролировать наше отношение, если мы сами добровольно не пойдем на это.
Никто другой не «злит нас». Мы сами себя злим, позволяя кому-то контролировать наше поведение. Не имеет значения, что мог сделать кто-то другой. Выбираем мы, а не они. Они только проверяют наши позиции на прочность. Если мы выбираем безответственное отношение, становясь враждебными, злыми, завистливыми и подозрительными, значит, мы не прошли эту проверку. Если мы виним во всем себя, полагая, что не достойны, это также означает, что тест мы не прошли.
Правильное отношение к работе, к жизни, ко всему происходящему - это залог достижения успеха. Сочетание здоровой личной философии и позитивного отношения к себе и окружающему миру дает нам внутреннюю силу и твердую решимость, которые оказывают влияние на все остальные сферы нашего существования.

Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

Примеры характеристик студента с места практики

За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

Пример характеристики на сотрудника

ХАРАКТЕРИСТИКА

На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.


Андреев

А. А. Андреев

Дата, печать
Пример характеристики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее

Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова

Л. К. Сидорова

Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

Пример характеристики на студента с места практики

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Название практики: преддипломная.

2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __

3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________

Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров

С. Г. Музафаров

Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
Что пишут в характеристике на студента?

Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.

Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики

Другие примеры смотрите ниже.

Характеристика

На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.

Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

Случается, что надо это сделать. Скажем, если руководство компании хочет создать некую ударную группу, которая будет работать над новым проектом. Причем работать без постоянного контроля и без периодических стимулирующих бесед. А значит, нужно выявить и включить в группу именно таких сознательных сотрудников, которые добросовестны, относятся к работе неформально.

Конечно, есть сложные тесты, с помощью которых можно выявить таких работников. Если проявить перфекционизм, то можно организовать и целое психометрическое тестирование – было бы чем заплатить специалистам, которых придется приглашать со стороны. Но в жизни часто все не так, как хочется. Бывает, что нужно просто и быстро выполнить задачу. Я хочу предложить Вам несколько простых способов оценить добросовестность и сознательность сотрудников. Без сложных тестов и психометрии.

Пусть руководитель отдела в 16:00 поставит задачу, которую надо срочно выполнить. Кто готов задержаться?

Разумеется, у сотрудников может быть реальная причина, по которой они не могут задержаться в данный момент. Скажем, нужно идти в театр, так как билет был куплен заранее, либо забрать ребенка из детского сада, принести лекарства больному родственнику. Если это так, не осуждайте человека и не записывайте его автоматически в черный список недобросовестных кадров.

Следите за тем, как именно реагирует каждый из сотрудников на срочную и неотложную задачу, как ведет себя и что говорит. Если у человека действительно есть неотложные дела, запланированные давно, он скорее всего скажет об этом искренне и сразу же, как только услышит о срочной задаче. Если же станет говорить об этом сбивчиво и неуверенно либо, напротив, как заученную фразу, не исключено, что сотрудник выдумал неотложные личные дела на ходу (заодно проверите, насколько сильно он склонен лгать; а как выявить лжеца с помощью профайлинга – об этом мы рассказали в № 6, 2012 нашего журнала, статья «Кто из сотрудников лжет, подделывает документы и ворует? Чтобы выявлять это, применяйте профайлинг. Обучите подчиненных» http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=287959). Вряд ли такой кадр радеет за дело. Более вероятно, что он считает работу неизбежной неприятной повинностью, с которой надо мириться.

Если же работник, к примеру, начинает задавать уточняющие вопросы о том, что конкретно и как нужно сделать, это хороший знак. Человек внутренне уже готов к тому, чтобы работать сверхурочно, осознал задачу и смирился с тем, что придется задержаться. И когда он согласится это сделать, Вы можете считать его добросовестным сотрудником.

Озвучить подчиненному задачи, попросить составить план работы, а потом объяснить, почему план такой

Пусть начальник расспросит сотрудника, почему он расположил задачи в определенной последовательности, чем руководствовался, когда составлял план. Если в доводах человека преобладают личные мотивы («Это мне удобнее делать в январе, так как в этом месяце я не смогу задерживаться и решать сложные задачи»), а не интересы дела, вряд ли человек добросовестный.

Трудолюбив ли сотрудник?

Это отлично знает руководитель, который давно работает с сотрудниками. Никаких тестов не надо. Как правило, трудолюбие и добросовестность – качества, неразрывно связанные. Кто любит и умеет работать, чаще всего и радеет за дело.

Попросите сотрудника рассказать, в чем его личный вклад в общее дело

Это косвенным образом и в некоторой степени может свидетельствовать о том, как относится человек к работе. Если он уверенно и четко говорит о своих задачах и значении своей работы, скорее всего, он ответственно подходит к выполнению своих обязанностей, добросовестно трудится. Если человек не в состоянии внятно оценить свое место в работе отдела или компании в целом, можно допустить, что он формально подходит к выполнению своих обязанностей, не вникает в нюансы и делает то, что ему скажут, не обдумывая задачу.

Поговорить с сотрудником о том, как он выполнял работу. Не обсуждайте результат!

В ходе беседы Виктория ГОЛОВАНЕВСКАЯ, бизнес-тренер, консультант компании Katarsis Business Group, кандидат психологических наук, советует обращать внимание на то, на чем делает акценты сотрудник. Предположим, сталрасписывать, как много усилий он прилагал, чтобы преодолеть возникшие сложности. Не принимайте это сразу за чистую монету и не включайте работника в список добросовестных и сознательных. Не исключено, что человек просто приукрашивает свою роль. А вот если он анализирует процессы, указывает на ошибки и рассказывает, как их исправлял, постоянно упоминает о тонкостях и нюансах(и они не могут быть известны тем, кто не очень ответственно и сознательно относился к работе), значит, велика вероятность, что он подходит к служебным задачам неформально.

Предложите людям оценить работу друг друга

Скажем, проверить, как составлена документация, как выточена деталь. Как именно люди оценят работу коллег, не важно. Важно другое: с каким настроением они начнут выполнять задание. Ведь это, по сути, дополнительная работа. И если сотрудник неохотно исполняет задание, скорее всего, он недоволен, что трудится сверх нормы. Обязательно наблюдайте за тем, насколько тщательно сотрудник проверит работу коллеги. Если тщательно, это хорошо. Вероятно, человек серьезно подходит к поручениям руководителя и трудолюбив.

На всякий случай: четко определите, что Вы понимаете под добросовестностью

От этого зависит, то ли Вы выявляете и оцениваете, что нужно, корректной ли будет оценка. Как заметила Светлана КРУГЛОВА, старший HR-менеджер по управлению персоналом PwC, есть как минимум три варианта толкования добросовестности. Одни руководители понимают под этим дисциплинированность, другие – инициативность и позитивное отношение к работе, третьи – выполнение и перевыполнение плана. И каждый по-своему прав. Например, в компаниях, где практикуется надомная (удаленная) работа, добросовестным часто называют сотрудника, который выполняет или даже перевыполняет план. В других компаниях ситуация может быть другой.

Некоторые эксперты уверяют, что существует 5 моделей отношения человека к работе, и если определить, какая модель близка конкретным людям, то можно создать такие условия, в которых они будут демонстрировать добросовестность. Загвоздка лишь в том, что не всякая компания готова создавать условия, подходящие для той или иной модели. Подробнее об этих моделях читайте в нашем журнале № 1, 2014 (статья «Нужны сотрудники, которые относятся к работе добросовестно. Даже без постоянного контроля. Как выявить именно таких?» http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=326201).

Развитие бизнеса похоже на воспитание ребёнка. Вы растите его, заботитесь, отдаёте всё своё время. Если вам нужно ненадолго отлучиться, просите присмотреть за чадом знакомого, которому доверяете. Знакомый проследит, чтобы ребёнок не расшиб себе лоб, но ждать, что он заменит вас во всём, будет читать книжки или играть в развивающие игры, наивно. То же самое в бизнесе. Сотрудники или даже младшие партнёры относятся к работе иначе, чем владелец компании. И это нормально.

Вы можете требовать от подчинённых работать с таким же энтузиазмом, как у вас, пока компания маленькая. Когда бизнес начнёт расти, придётся перестроиться.

Или вы за всеми следите и контролируете, чтобы каждый работал столько же, сколько работаете вы (то есть 24 часа в сутки), или вы всё-таки себя пересиливаете и смиряетесь с тем, что люди хоть и делают меньше, чем вы, но всё же что-то делают.

В этот момент вы поймёте, что для расширения бизнеса вам придётся нанять 20 человек, которые будут делать тот же объём работы, что пять таких, как вы. Но это единственный выход. Просто потому что пяти таких, как вы, не найти. Если и удастся отыскать хотя бы одного, вы его вряд ли наймёте. Скорее всего, он тоже строит собственный бизнес.

Не все руководители могут принять то, что любой сотрудник - человек со своими интересами и ценностями. В особо запущенных случаях руководитель превращается в микроменеджера и начинает следить не только за тем, чтобы программисты писали код без багов, но и чтобы уборщицы тщательно вытирали пыль. Оказавшись под таким прессом, люди быстро «ломаются» и уходят. Остаются худшие - те, кто не работает, а просто тянет лямку.

Деньги - очевидный способ заставить людей работать больше и лучше. Но есть нюансы.

Я считаю, что все люди от природы ленивы. Но в разной степени. Иногда лень не перебить никакими деньгами. Купил себе человек дешёвенькую машину, квартиру в хрущёвке - и ничего ему больше не надо. Стимула зарабатывать больше у него нет.

Нужно искать тех, кто не лишён здоровой потребности в постоянном повышении уровня жизни. Такому сотруднику достаточно поставить ясные цели и предложить адекватное вознаграждение за их достижение. Именно таких людей я стараюсь брать в команду. Именно из таких работников получаются хорошие руководители.

Помимо денег персонал могут мотивировать задачи, которые перед собой ставит компания. Говорят, есть люди, которым всё равно, как зарабатывать, но я этого не понимаю.

В моей жизни был период полной нищеты. Когда я начинал строить бизнес, на себя денег не оставалось - платил только сотрудникам. Но даже если бы тогда мне предложили, к примеру, за большие деньги пойти на рынок торговать, я бы не пошёл - мне было интересно именно программирование.

Со временем я выработал для себя несколько критериев, которым должен отвечать толковый сотрудник.

Адекватное отношение к руководству

Нормальные сотрудники всегда с вами немного конфликтуют. Если сотрудник всегда смотрит вам в рот, искренне считает или делает вид, что «начальник всегда прав», с ним лучше побыстрее расстаться. Потому что в бизнесе нужны не верные слуги, а нормальные профессионалы, которые могут и поспорить с тобой, чтобы отстоять оптимальное для компании решение.

Любовь к своему делу

Речь опять же не о любви к начальству или к компании. Хорошему сотруднику нравятся его профессиональные обязанности, задачи, которые он решает. Я вышел из рядовых программистов и помню, что обычно работал больше восьми часов в день. Если в 17:30 находил какую-то ниточку к багу, сидел над задачей ещё два-три часа, пока шла масть. Чтобы так работать, нужно по-настоящему любить то, что вы делаете.

Понимание разницы между «быть» и «казаться»

Можно десять часов сидеть в офисе и плевать в потолок. Это будет просто имитация, публичная демонстрация своей «сверхзанятости». Другое дело, если человек задерживается сверхурочно с пользой для бизнеса, реально выкладывается, чтобы получить результат.

Владение ситуацией

Этим качеством должны обладать менеджеры. Хорошему начальнику можно позвонить в любое время, чтобы узнать, что происходит у него в отделе. Если он может описать ситуацию с задержкой на день, это нормально. Если у него возникает желание узнать, чем заняты подчинённые, только после вопроса руководства - значит, есть проблемы.

Не утверждаю, что мне удалось описать идеального сотрудника. Есть, наверно, и другие важные качества, но эти - самые важные. Умение походить на владельца компании, работать так же и столько же, сколько он, в их число не входит точно. Просто потому что таких людей нет в природе.

Загрузка...
Top