Экологические риски. Экологические риски на предприятиях

Выявление, понимание и контроль экологических аспектов с целью улучшения экологических показателей - требование всех изданий стандарта ISO 14001 к организациям. Новое издание, выпущенное в 2015 году, ожидает также, что организации будут выявлять, анализировать и контролировать свои риски и возможности в области Системы экологического менеджмента (СЭМ).

Как показывает практика, это новое требование стандарта вызывает немало вопросов у организаций. Многие не понимают разницы между экологическими аспектами и рисками и возможностями СЭМ. В этой статье мы рассмотрим, в чем отличие этих понятий.

Экологические аспекты

Согласно п. 3.2.2ISO 14001:2015,

«Экологический аспект - элемент деятельности или продуктов, или услуг организации, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой». Экологический аспект может вести к экологическим воздействиям (положительным или отрицательным изменениям окружающей среды). Существенный экологический аспект – это тот, который оказывает или может оказывать существенное экологическое воздействие.

Организации, поставившие целью внедрение у себя ISO 14001, должны и их воздействие на окружающую среду, а также определить существенные экологические аспекты и меры управления ими.


Например,

Завод «ХХХ» по производству сельскохозяйственной техники определил несколько существенных экологических аспектов, которые необходимо контролировать. В числе таких аспектов шум на улице от работы вентиляционных установок цехов сварки, окраски и сборки, а также от передвижения транспорта по территории завода. Взаимодействие данного аспекта с окружающей средой приводит к шумовому загрязнению атмосферного воздуха. Для обеспечения необходимых норм (или снижения) шумового воздействия завод может установить глушители на вентиляционные установки и шумогасящий экран на фронтальной стороне территории завода.

Риски и возможности Системы экологического менеджмента

Организациям, которые внедряют ISO 14001:2015, кроме экологических аспектов, необходимо определить риски и возможности для СЭМ, а также решить, в отношении каких из них следует принимать меры.

Согласно п. 3.2.11ISO 14001:2015,

«Риски и возможностиэтовозможные негативные последствия (угрозы) и возможные благоприятные последствия (перспективы)».

Несмотря на то, что часть рисков и возможностей СЭМ, как правило, связана с экологическими аспектами, это не одно и то же. Воздействия экологических аспектов на окружающую среду, указанные при идентификации аспекта, или другие возможные события, ситуации, так или иначе связанные с экологическим аспектом, могут быть областью риска или возможности для организации.

Например,

Завод «ХХХ» определил экологический аспект – возможную разгерметизацию ртутьсодержащих ламп при неправильном обращении (хранении, перемещении), а экологическое воздействие от данного аспекта - загрязнение окружающей среды ртутью и ее соединениями. С учетом воздействия аспекта, завод может определить риск того, что разгерметизация ртутьсодержащих ламп повлечет за собой негативное влияние на окружающую природную среду и на организм людей, работающих с лампами или вблизи их, потребует расходы на ликвидацию загрязнения и смягчение его последствий. Это также может привести к нареканиям контролирующих органов, штрафам и отразиться на имидже предприятия.

Мы рассмотрели пример, который напрямую связан с воздействием экологического аспекта, выявленным при идентификации аспекта. Некоторые риски и возможности могут быть связаны с экологическим аспектом, но не с тем его воздействием, которое было определено при идентификации аспекта.

Например,

Завод «ХХХ» из примера выше определил еще один экологический аспект, связанный с использованием ртутьсодержащих ламп, - образование опасных отходов (отработанных ртутьсодержащих ламп), а экологическое воздействие от этого аспекта - загрязнение земли, воздуха и воды токсичными отходами. В целях контроля данного аспекта завод пользуется услугами предприятия «УУУ» по вывозу и захоронению на специализированном полигоне отработанных ртутьсодержащих ламп. В этом случае завод может определить риск того, что предприятие «УУУ» лишится своей лицензии на выполнение деятельности или заполнится его полигон, и в будущем заводу потребуется искать нового поставщика и/или новый полигон. Возможно, завод не найдет нового поставщика и/или новый полигон, отвечающие обязательным требованиям, и будет вынужден оставлять опасные отходы на заводе, строить или арендовать помещения для их хранения или вообще отказаться от использования таких ламп.


Мы рассмотрели примеры, когда экологические риски связаны с аспектами. Но экологические аспекты - это не единственное место для обнаружения рисков и возможностей СЭМ, несмотря на то, что они являются хорошим местом, чтобы начать поиск. Согласно п.6.1.1 ISO 14001:2015, риски и возможности СЭМ могут быть связаны также с контекстом организации, экологическим законодательством, требованиями заинтересованных сторон и др. факторами. Риски и возможности СЭМ могут представлять большой список идей, которые могут быть использованы организациями для своей системы экологического менеджмента.

На наш взгляд, перспективным является подход, рассматривающий все виды экологических ущербов для предприятия как результат реализации экологических рисков.

Не всякий угрожающий компании ущерб, однако, связан с понятием "экологический риск". Если вероятность возникновения ущерба 100%, это уже не экологический риск, а планируемый ущерб. Примеры такого планируемого ущерба - возникновение у компании обязательств по уплате экологических штрафов и внесению экологических платежей в бюджет и разные внебюджетные экологические фонды; разрушение зданий, сооружений и других элементов основных фондов, принадлежащих компании, под влиянием устойчивых неблагоприятных условий окружающей среды (например, загрязнение атмосферного воздуха). Лишь в том случае, если вероятность возникновения ущерба существенно меньше 100%, можно говорить об экологических рисках компании. Четкой границы между планируемым ущербом и экологическим риском нет - она определяется субъективно в виде некоторого значения вероятности возникновения ущерба.

Экологические риски подразделяются на:

  • риски, обусловленные возможными изменениями окружающей среды, в которой функционирует компания;
  • риски, обусловленные неопределенностью действия факторов окружающей среды на компанию.

Рассмотрим подробнее второй вид экологических рисков. Параметры окружающей среды, в которой функционирует компания, могут оставаться неизменными и в будущем, но в течение времени могут выявляться те или иные негативные влияния окружающей среды на природные ресурсы, здоровье человека, имущество. Неопределенность действия факторов окружающей среды на разные объекты может усиливаться из-за отсутствия информации о суммарных эффектах (дополнительных эффектах, возникающих в результате совместного действия ряда экологических факторов), а также эффектах кумуляционных (накапливание действия ряда экологических факторов во времени, что приводит к "качественным" скачкам в состоянии объекта воздействия).

Экологические риски первого вида (обусловленные скачкообразными изменениями окружающей среды) могут оцениваться с большей или меньшей точностью. Экологические риски второго вида (обусловленные неопределенностью) оценкам поддаются с трудом (или совсем не поддаются). Соответственно для компании они представляют наибольшую и часто невидимую опасность. С такими рисками часто сталкиваются компании химической промышленности. Разработав новый продукт, компании внедряют его в производство и быстро наращивают объемы реализации. Зачастую необходимых лабораторных и клинических исследований влияния нового продукта (соединения) на здоровье человека и окружающую среду не проводится. Это влияние выявляется на практике в течение многих лет (или десятилетий). Такая неопределенность (которая в конечном счете порождается халатностью и стремлением всячески максимизировать прибыль) оборачивается в итоге исками и большими убытками.

Экологический риск - это всегда вероятность возникновения ущерба для компании в будущем. Временные рамки для оценки экологического риска - от нескольких дней до нескольких десятилетий - определяются целью и контекстом оценки. Если компания осуществляет экологические оценки (и оценки экологических рисков в том числе), чтобы "вмонтировать" их в планы и программы своего развития, то временные рамки оценок должны соответствовать срокам этих планов и программ. Применительно к инвестиционным проектам временные рамки оценки экологических рисков обычно соответствуют временным горизонтам, в рамках которых ведется расчет финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов.

В частном случае экологическую безопасность промышленного предприятия можно рассматривать как понятие, обратное риску, - такое состояние объекта (промышленного предприятия), при котором экологические риски отсутствуют.

Под экологической безопасностью в научной и методической литературе в настоящее время чаще всего понимается совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых природной среде и человеку. Это общее определение используется многими авторами, например, Хаустовым А.П. (Хаустов А.П., 2005).

В работах Хаустова А.П. экологически безопасными считаются деятельность, промышленно-производственный объект, его продукция, работы или услуги, удовлетворяющие экологическим требованием, закрепленными юридическими нормами.

И здесь в общем случае речь может идти не об абсолютной экологической безопасности, а о некоторой ее степени, определяемой принятыми на данный момент нормами, а также реальными возможностями их выполнения. Подобная ситуация никак не может соответствовать устойчивому развитию, а лишь попытке избежать надвигающейся экологической катастрофы.

Обобщая результаты анализа, можно дать следующее определение. Экологическая безопасность промышленного предприятия - это такое его состояние, при котором отрицательное воздействие экосистемы на его ПХД не приводит к реализации экологических рисков.

Иными словами, экологически безопасной считается такая ПХД предприятия, в результате которой локальной экосистеме наносится ущерб в размере, не превышающем ассимиляционный потенциал территории.

Ассимиляционный потенциал - это способность окружающей среды принимать, перерабатывать и обезвреживать отходы производства и потребления. В силу своей исчерпаемости ассимиляционный потенциал окружающей среды является ограничителем социально-экономического развития. Иначе говоря, превышение пороговых нагрузок на экологические системы истощает их ассимиляционный потенциал, лишая тем самым природу способности к самоочищению.

Ценность ассимиляционного потенциала окружающей природной среды определяется тем, в какой степени можно экономить на природоохранных издержках. Наличие ассимиляционного потенциала, с одной стороны, позволяет в определенных пределах загрязнять окружающую среду, т.е. выбрасывать и сбрасывать отходы, экономя тем самым на затратах по установке очистных сооружений. С другой стороны, определенная устойчивость экосистем к загрязнению, их способность "поглощать" загрязнение позволяет предотвратить ущерб, который мог бы быть вызван ухудшением качественных характеристик окружающей природной среды. Предотвращенные затраты определяют основу экономической оценки ассимиляционного потенциала.

В связи с вышесказанным становится очевидным, на современном этапе развития экономики для каждого промышленного предприятия становится необходимым наличие экообразованного персонала.

Экологический риск
Экологический риск - вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей среде , включая отдаленные последствия, вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Управление риском
Это целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска на предприятии. Процесс управления риском состоит из 3-х этапов:
1. Идентификация рисков заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности. При этом определяются:

Опасности, представляющие угрозу,

Ресурсы предприятия, которые могут пострадать,

Факторы, влияющие на вероятность реализации риска,

Величина ущерба.
2. Оценка экологического риска – определение его вероятности и размеров ущерба.

Статистический метод – для однотипных некрупных предприятий (молочный завод)

в) нерегламентные руководящие указания.

5. Целевые и плановые экологические показатели. Те уровни воздействий, которые организация планирует достичь. Документально оформляются. При их установлении организация должна учитывать требования законодательных актов и другие требования, свои важные экологические аспекты, технологические варианты, финансовые возможности, мнение потребителей. Должны соответствовать экологической политике. Должны быть конкретными и измеряемыми.

6. Программа управления окружающей средой.

Служат для достижения целевых и плановых экологических показателей. Включает:

а) распределение ответственности за достижение целевых и плановых показателей для каждого подразделения и уровня;

7. Распределение ответственности и обучение персонала . Ответственность делится на многих, четкий круг обязанностей. Должен быть представитель (1 или несколько), который независимо от других обязанностей должен проверять выполнение требований ЭМ.

Постоянное выявления потребностей в обучении персонала. Кроме стандартных программ обучения (отходы, экология, руководители) + внутренний аудит. Подчеркивать:

а) важность соответствия экологической политике;

б) воздействия своей деятельности на ОС, польза в повышении персональной эффективности ;

в) свои обязанности и ответственность, в т.ч. подготовленность к аварийным ситуациям;

8. Управление документацией. По всем вопросам, затронутым экологической политикой. Актуализация и быстрый поиск. Доступность для работников текущих изданий документов, своевременное изъятие устаревших.

9. Мониторинг и измерения. Включает все программы мониторинга и ПЭК. Аппаратура контроля должна поверяться и поддерживаться в рабочем состоянии.

10. Несоответствие; корректирующие и предупреждающие действия. Несоответствия – выявленные нарушения по сравнению с экологической политикой, целевыми и плановыми показателями. В ходе экологического аудита . Их может быть больше и строже, чем нарушений при проверках. Ведется документация по:

а) перечень несоответствий,

б) идентификация причины несоответствия;

в) выполнение корректирующего действия;

г) совершенствование мер контроля во избежание повторения несоответствия;

11. Регистрация данных по состоянию окружающей среде . Усилия сосредоточить на тех данных, которые необходимы для системы управления окружающей средой и для фиксирования объема, в каком целевые и плановые экологические показатели выполнены.

Включает:

а) записи о жалобах;

б) записи об обучении;

в) протоколы проверок, поверок, акты технического обслуживания;

г) информацию о подрядчике и поставщике;

д) отчеты о ЧП;

е) информацию о подготовленности к аварийным ситуациям и реагировании на них;

ж) результаты аудита;

з) результаты анализа со стороны руководства.

12. Экологический аудит . Цель: определить соответствует ли система управления окружающей средой требованиям ИСО и других стандартов. Поддерживает все системы в рабочем состоянии, готовит к проверкам, профилактика ЧП. Аудит может быть внутренний (персоналом самой организации – раз в полгода) или внешний (сертифицированные аудиторы – раз в 5 лет).

13. Анализ со стороны руководства . По итогам аудита. Документально оформляется. Цель:

а) обратная связь,

б) актуализация и эффективность системы управления окружающей средой;

в) возможная потребность в изменениях политики, целевых показателей.

Экологическая сертификация
Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной .

1. Обязательная. ФЗ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.: обязательной экологической сертификации подлежат товары и услуги, затрагивающие безопасности жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды. Согласно Перечням объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, составляемых Росприроднадзором. Они же отнесены к объектам обязательной государственной экологической экспертизы. Опасное производство, утилизация опасных отходов. Также согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы.

2. Добровольная – во всех остальных случаев (большинство), по инициативе природопользователя. Но для получения сертификата все процедуры становятся обязательными.


Экологическая сертификация способствует:

  • предупреждению реализации экологически опасной продукции и услуг;

  • внедрению безопасных технологий и оборудования;

  • производству безопасной продукции, повышению ее качества и конкурентоспособности;

  • совершенствованию управления хозяйственной деятельностью;

  • предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов;

  • интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

Экологический аудит
Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7 «Об охране окружающей среды» ЭА добровольный.

Понятие экологического ущерба : экономический, экологический и правовой аспект

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей природной среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним умаление охраняемого законом материального и нематериального блага.


Формы проявления вреда можно наглядно представить следующей сравнительной схемой:

Экономический вред

Экологический вред

Потери товарной продукции природы

Загрязнение природной среды

Порча, утрата имущества, сельхозпродукции, урожая, поголовья

Истощение природной среды

Неиспользованные затраты, упущенная выгода

Разрушение экологических связей

Расходы на восстановление нарушенного состояния природной среды

Антропогенный вред:

Физиологический

Генетический

Данный перечень не является исчерпывающим, а лишь показывает наиболее характерные формы проявления вреда. Экологический вред также может иметь и другие значимые проявления, например, касающиеся демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости и т.д.

Виды экологического ущерба

По отраслям права, предусматривающим ответственность за экологические правонарушения, последние делятся на:

Административные,

Дисциплинарные,

Уголовные,

Гражданско-правовые.

Механизм возмещения экологического ущерба

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться:

Предупреждение,

Конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами);

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе , иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.

Управление рисками помогает выполнить оценку рисков, связанных с такой стратегией. После оценки рисков можно разработать соответствующую программу мероприятий по смягчению и минимизации рисков.

Обычно проблемы возникают по причине недостаточного понимания рисков, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Как отмечалось выше, экологические риски носят как внутренний, так и внешний характер, но в обоих случаях они вызывают сбои в функционировании предприятия, а ликвидация их последствий требует значительных затрат и ресурсов .

Управление экологическими рисками является центральным разделом стратегического управления в любой организации. Управление экологическими рисками направлено на определение возможных нарушений и рисков, которые необходимо устранить/минимизировать, а также на внедрение стратегий по работе с такими рисками.

Оценка рисков и управление рисками должны стать неотъемлемой частью процесса принятия решений. Предприятия, которые лучше оценивают экологическими риски, могут использовать более экономичные методы для борьбы с ними . Чтобы управление рисками было эффективным и осмысленным, оно должно стать неотъемлемой частью общей системы управления предприятием.

Задачи управления экологическими рисками:

Управление экологическими рисками на предприятии может быть связано с различными задачами. Стратегия управления рисками должна обеспечивать выполнение следующих действий :

1. Выявление, количественная оценка, понимание и классификация всех экологических рисков, которым подвергается предприятие.

2. Снижение экологических рисков, которые не могут быть признаны приемлемыми.

3. Управление экологическими рисками на надлежащем уровне.

4. Обеспечение баланса между масштабами планируемых действий по устранению последствий экологического риска и степенью экологического риска.

5. Обеспечение последовательного подхода к управлению экологическими рисками.

6. Поддержка стандартизации практических методов работы.

В центре внимания эффективной системы управления экологическими рисками находится выявление рисков и работа с этими рисками. Задача управления экологическими рисками заключается в том, чтобы обеспечить максимальную устойчивость всех видов деятельности организации . Это повышает вероятность успеха и снижает как вероятность неудач, так неопределенность в отношении достижения общих целей организации.

В настоящее время всё большее развитие управления экологическими рисками в России происходит в сферах связанных с выполнением требований нормативно-правовых актов.

1. Охрана атмосферного воздуха.

2. Охрана водных объектов.

3. Использование и охрана недр.

4. Использование и охрана земель.

5. Использование и охрана земель.

6. Обращение с отходами производства и потребления.

7. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов.

8. Использование и охрана объектов животного мира.

9. Особо охраняемые природные территории.

10. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения.

11. Зоны с особыми условиями использования территорий.

12. Аварии и чрезвычайные ситуации.

13. Производственный экологический контроль.

14. Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду.

15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

16. Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды.

Существует множество разнообразных форм и типов управления рисками, которые влияют на различные аспекты деятельности предприятия. Множество подразделений, работает в системе взаимосвязей, которые обеспечивают согласованное функционирование предприятия, при этом управление рисками не должно является функцией какого-то отдельно взятого подразделения - руководство должно рассматривать его как процесс, который затрагивает все подразделения .

В процессе управления рисками ранжирование рисков и соответствующих мероприятий по степени их приоритетности выходит за рамки сферы ответственности отдельной службы и влияет на предприятие в целом.

Обобщая результаты оценки рисков, выполненные в различных подразделениях, общий реестр рисков формирует оценку рисков, связанных с деятельностью предприятия в целом .

При внедрении системы управления рисками на предприятии необходимо, прежде всего, понимание того, что управление рисками является непрерывным процессом, а не отдельной акцией . Система управления рисками затрагивает все аспекты деятельности и является непрерывным процессом.

Этапы управления рисками :

1. Определение целей управления рисками.

2. Разработка политики управления рисками.

3. Распределение обязанностей.

4. Оценка рисков.

5. Актуализация отчетов по риску.

6. Мониторинг риска.

7. Меры по снижению риска.

8. Разработка программы управления риска.

В части управления рисками данная стратегия должна содержать заявление о том, что предприятие ставит перед собой задачу внедрения управления рисками . В дополнение к стратегии можно опубликовать политику управления рисками, разъясняющую вопросы выделения ресурсов на реализацию стратегии.

Политика управления рисками предприятия должна включать подробное описание ответственности за управление рисками.

Процесс управления рисками включает в себя интегрированный набор инструментов и методик для использования на разных этапах бизнес-процессов. Для эффективного функционирования процесса управления рисками необходимо :

1. Намерение директоров.

2. Распределение обязанностей внутри предприятия.

3. Выделение необходимых ресурсов для обучения и информирования о рисках всех заинтересованных сторон.

Не следует недооценивать разработку политики при формировании стратегии управления рисками, она должна быть четкой и простой и находиться в ведении высшего руководства. Необходимо понимать, что как и все прочие стратегии, со временем она будет пересматриваться и обновляться.

При реализации проекта необходимо проанализировать :

1. Характер и степень экологических рисков, представляющих угрозу для успешной работы предприятия.

2. Вероятность возникновения таких рисков.

3. Методы управления неприемлемыми рисками.

4. Способность организации минимизировать экологические риски и их последствия для работы предприятия.

5. Затраты и преимущества, касающиеся риска и принятых мер по его снижению.

6. Эффективность процесса управления рисками.

Важную роль на первом этапе управления экологическими рисками играют производственные подразделения, предприятия. Ключевая роль производственных подразделений состоит в том, чтобы подчеркнуть преимущества управления экологическими рисками, а также модифицировать политику управления экологическими рисками. Производственные подразделения выполняют следующие функции :

1. Функциональные подразделения несут основную ответственность за оперативное управление экологическими рисками.

2. Руководители подразделений отвечают за распространение информации об экологических рисках внутри своих подразделений; они должны включить цели по управлению рисками в свои производственные задачи.

3. Управление экологическими рисками должно регулярно обсуждаться на совещаниях руководителей подразделений для рассмотрения и уточнения приоритетности работ по результатам анализа экологических рисков.

4. Руководители подразделений должны обеспечить рассмотрение вопросов управления рисками в течение всего периода реализации проекта.

При внедрении стратегии управления экологическими рисками результаты разнообразных оценок и т.д. должны быть доведены до сведения работников предприятиям и, если это необходимо, различных заинтересованных сторон. На разных уровнях организации необходима разная информация о процессе управления рисками - от подробных отчетов для представления директорам и высшему руководству до постепенного формирования рабочей культуры управления рисками в масштабе предприятия . На разных уровнях организации должны быть поставлены конкретные задачи, связанные с управлением рисками.

Процесс управления рисками состоит из нескольких последовательных шагов, которые должны осуществляться при поддержке со стороны вспомогательных служб и включают отчетность, мониторинг и аудиты . Этот процесс осуществляется в логической последовательности, которая начинается с выявления риска и завершается процессом отслеживания, который предполагает осуществление мониторинга действий по смягчению данного риска.

Процесс управления рисками включает :

1. Методическое выявление рисков, связанных с хозяйственной деятельностью при реализации проекта.

2. Оценка вероятности наступления события, представляющего угрозу.

3. Анализ возможных способов реагирования на такие события.

4. Создание систем ликвидации последствий этих событий.

5. Мониторинг эффективности методов и механизмов управления рисками при реализации проекта.

Таким образом, процесс управления экологическими рисками :

1. Обеспечивает совершенствование функций принятия решений, планирования и определения приоритетов.

2. Помогает более эффективно распределять финансовые средства и материально-технические ресурсы.

3. Дает возможность прогнозировать потенциальные неполадки: в идеале он сводит к минимуму необходимость действий в “авральном” режиме; как минимум, он помогает предотвратить катастрофу или избежать серьезных финансовых потерь.

4. Значительно повышает вероятность своевременного выполнения бизнес-плана при реализации проекта.

Процесс управления рисками обеспечивает эффективную и результативную работу организации, помогая выявлять риски, которые требуют внимания со стороны руководства. Такие риски необходимо ранжировать в порядке приоритетности в виде мероприятий по контролю рисков, указав потенциальные преимущества осуществления этих мероприятий для организации . Оценка рисков должна осуществляться таким образом, чтобы на ее основании можно было определить значимость рисков для предприятия и принять решение о том, можно ли считать данный риск приемлемым, или он требует принятия мер. После выявления рисков необходимо ранжировать их по степени приоритетности. Для этого можно определить последствия и вероятность каждого риска и затраты, связанные с мероприятиями по его минимизации.

В рамках процесса управления рисками работа с рисками представляет собой процесс выбора и осуществления мероприятий по смягчению рисков. Одним из основных элементов работы с рисками является контроль/смягчение рисков.

Обращение с рисками включает в себя внедрение процессов, методов и инструментов, необходимых для борьбы с последствиями значимых для предприятия событий . Эффективность обращения с рисками измеряется той степенью, в которой риски удается исключить или смягчить за счет реализации предложенных мер, направленных на обеспечение контроля рисков.

Часто способы управления выявленными рисками определяются экономической эффективностью обращения с рисками, связанной с затратами на осуществление контроля в сравнении с ожидаемым положительным эффектом от снижения риска . Предлагаемые средства контроля следует измерять посредством сравнения потенциального экономического эффекта, который может быть достигнут в случае отказа от принятия мер, с затратами на принятие мер.

Затем - часто после выявления риска - следует определить затраты на реализацию мероприятий по смягчению риска. Их следует рассчитать довольно точно, так как эта величина быстро становится основным ориентиром для измерения экономической эффективности . Кроме того, следует рассчитать ожидаемые потери в случае отказа от принятия мер, и, сравнив результаты, руководство может принять решение о том, принимать или не принимать меры по контролю рисков.

Что касается соблюдения требований законодательства и нормативов, то в большинстве случаев здесь выбирать не приходится . Предприятию необходимо знать применимые к его деятельности законы и внедрить систему контроля, обеспечивающую выполнение соответствующих требований. Некоторая гибкость возможна лишь в редких случаях, когда затраты на снижение риска абсолютно несопоставимы с самим риском.

После сравнения затрат, на мероприятия по смягчению риска с издержками отказа от принятия мер возможны четыре общепризнанных варианта действий по управлению каждым из выявленных рисков : принять риск, передать риск, снизить риск, устранить риск.

После оценки и согласования мер и процедур по снижению риска их следует применить в работе предприятия.

Руководству следует ранжировать ресурсы, необходимые для управления рисками, по степени их приоритетности . Если высшее руководство предприятия удовлетворено проводимой работой по управлению и обращению с рисками (выявление, изучение, оценка и т.д.), риски можно ранжировать по степени приоритетности и выбрать для каждого из них основные варианты для планирования мероприятий по управлению рисками.

Существует три принципа, связанных с допустимыми или приемлемыми рисками :

1. Должен существовать баланс между возможной степенью снижения риска и затратами на принятие мер по его снижению.

2. Риск должен быть при соответствующем уровне контроля.

3. "Допускающий" руководитель должен подписать записку о мерах по управлению рисками как лицо, допускающее риск.

Риск может быть признан допустимым в случае, если затраты на его полное устранение слишком велики.

Кроме того, риск может быть принят в качестве допустимого в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях можно передавать риск, т.е. не устранить или снизить риск, а передать его другому "владельцу" или передать ответственность за него другой организации. Передача риска может осуществляться при помощи аутсорсинга и последующей передачи риска другой организации .

После анализа и рассмотрения рисков обычный путь к их смягчению - снижение рисков. Это можно просто определить как контроль рисков, т.е. осознание факта наличия определенного риска и рассмотрение возможностей управления этим риском.

Существует много подходов к снижению рисков при помощи множества различных методик. Часто первый этап включает определение того момента, когда риск снижен до допустимого уровня и дополнительных мер не требуется, т.е. когда риск становится допустимым . Это решение часто определяется тем, какое количество ресурсов необходимо для реализации плана по снижению риска. Необязательно полностью уничтожать риск - достаточно снизить его до допустимого уровня.

При ранжировании рисков по приоритетности рассматривают все решения, принятые в процессе работы с рисками. Рассматриваются все риски, которые были переданы, устранены, допущены или отнесены к категории приемлемых .

Формальная количественная оценка рисков помогает ранжировать риски по приоритетности, но часто у каждого объекта есть свои приоритеты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление экологическими рисками часто рассматривается в качестве инструмента, позволяющего предприятию расти в результате внутренних и внешних изменений. Предприятию, закрывающему глаза на риски, труднее привлечь внешние инвестиции, чем организации, у которой есть план действий по управлению рисками.

В заключение стоит отметить, что во всем мире во многих отраслях промышленности управление экологическими рисками признано эффективным механизмом снижения экологических рисков для всех аспектов работы предприятий. Этот механизм применим не только к одному сегменту организации, но воздействует на всю компанию и создает такие преимущества, как увеличение прибыли, повышение качества обслуживания потребителей, создание возможностей для развития бизнеса или улучшение условий труда работников.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский Государственный Университет

Кафедра АОТ и ОС

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине: «Экологический менеджмент»

на тему: «Экологический риск»

Выполнила: ст.гр.330661

Мирошникова М.Ю.

Проверила: Афанасьева Н.Н.

Введение

В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.

1. Понятие экологического риска.

Экологический риск - это оценка на всех уровнях - от точечного до глобального - вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время. Целесообразно, различать абсолютный риск и относительный.

Абсолютный риск - число дополнительных случаев патологических эффектов, вызванных воздействием какого-либо фактора или их комбинации в пересчете единицы дозы и единицы времени на человека. Например, заболевания (частота) вследствие облучения составляют только часть от общего риска, т.е. избыток, обусловленный облучением (мы предполагаем, что воздействие факторов аддитивно) над спонтанным (ожидаемым) уровнем. В самой элементарной форме абсолютный риск характеризуется отношением пострадавших (заболевших не только от облучения) людей к численности популяции.

Относительный риск - отношение частоты неблагоприятных эффектов в популяции, подвергшейся воздействию вредного фактора, к частоте таких же эффектов при отсутствии действия фактора (в той же популяции). Под выражением «той же популяции» подразумевается подобие половой, возрастной, этнической и социальной структур.

Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.

Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом в случае антропогенного воздействия учитываются следующие правила допустимого экологического риска:

1) неизбежность потерь в природной среде;

2) минимальность потерь в природной среде;

3) реальная м возможность восстановления потерь в природной среде;

4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;

5) соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.

Различают три главные составляющие экологического риска:

Оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв;

Оценка состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям;

Оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных аварий и стихийных бедствий на человека и окружающую природную среду.

Так, например, оценка риска стихийных бедствий должна включать расчеты возможного числа погибших и пострадавших людей, а также экономических потерь. Вначале собирают фактические данные о природных опасностях на изучаемой территории, далее определяют их самые опасные типы и частоту проявления, затем составляют карту (или серию карт), отражающих вероятность развития опасных процессов. Помимо оценки риска необходимо организовывать и управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений (политических, социальных, технических и экономических), направленных на снижение величины риска: до приемлемого уровня. На основе анализа природных опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы управления риском и планирования социально-экономического развития региона (области, района, города).

Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений. Допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.

Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где в сравнении с экологически более благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название повышенного экологического риска.

В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны : 1) хронического загрязнения окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и 4) экологического бедствия.

К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым проблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия - добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Зоной экологического бедствия указами Президента или постановлениями Правительства России на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Урал и Приуралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.

2. Классификация рисков.

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования.

Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков.

Природно - экологические риски - риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды.

Техникo - экологические риски - риски, обусловленные появлением и развитием техносферы:

Риск устойчивых техногенных воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности;

Риск катастрофических воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов.

Социально - экологические риски - риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки:

Эколого - нормативный риск - риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением;

Эколого - политический риск - риск, обусловленный экологическими акциями протеста.

Экономо - экологические риски - риски, обусловленные финансово -хозяйственной деятельностью.

На основе классификации экологических рисков можно выделить субъекты, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринять мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска.

3. Оценка рисков.

Оценка экологических рисков - это выявление и оценка вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения, деятельности предприятия и вызванного загрязнением окружающей среды, нарушением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Загрузка...
Top