Укус «Каракурта»: в чём уникальность новейших ракетных кораблей ВМФ России. ВМФ России: «Каракурт» кусает наверняка Малый ракетный корабль ураган проекта 22800 каракурт

Проект "Каракурт" – это новая серия небольших кораблей. Водоизмещение – 800 тонн, длина около 60 метров, а максимальная скорость более 30 узлов, то есть примерно 55 километров в час. Но скромные размеры компенсирует внушительное вооружение.

На корабли планируют ставить ракетные комплексы "Калибр". Они использовались во время военного конфликта в Сирии, и успели зарекомендовать себя как мощное и точное оружие. Кроме того, "Каракурты" получат современные артиллерийские установки АК-176МА и системы противовоздушной обороны.

76-миллиметровые автоматические корабельные артиллерийские установки - это универсальное оружие, способное бороться с широкой номенклатурой целей. Они способны поражать не только вражеские корабли, но и воздушные цели, в том числе и беспилотники. Также с высокой эффективностью пушки можно использовать для обстрела берега, в том числе и целей, расположенных на значительном удалении от береговой черты. По сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в 2 раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артиллерийской установки снижена и составляет менее 9 тонн.

Благодаря принятию на вооружение орудия АК-176МА российский флот получит преимущество над кораблями стран НАТО, оснащенными итальянскими пушками Oto Melara .

ВМФ России принял решение оснастить все малые ракетные корабли и катера сверхскорострельной 76-миллиметровой автоматической пушкой АК-176МА, уникальная точность которой благодаря цифровому управлению и всепогодной оптико-электронной системе не уступает снайперской винтовке. Примечательно, что в зависимости от типа корабля новейшее изделие, разработанное в КБ «Арсенал»*, может размещаться как в обычной шарообразной, так и в стелс-башне, которая за счет своих угловатых форм незаметна для радаров противника.

Строительство военной гавани в Новороссийске >>

Принципиальное решение об определении новейшей АК-176МА в качестве основного артиллерийского вооружения всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей (МРК) и ракетных катеров (РК) было принято летом нынешнего года. Ожидают до конца года завершения испытаний АК-176МА, после чего решение будет оформлено документально и подписано всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время артиллерийская установка уже вошла в состав вооружения МРК проекта 22800 «Каракурт», а также РК проекта 1241.

АК-176МА является развитием семейства корабельных скорострельных пушек АК-176, первая из которых была принята на вооружение еще в 1979 году. При весе в 10 тонн новейшая артиллерийская установка способна за одну минуту выпускать по цели, находящейся на расстоянии 15 км, не менее 150 артиллерийских снарядов. Главное отличие АК-176МА от своих предшественниц - это система цифрового управления, а также новейшая оптико-электронная станция «Сфера-2», позволяющая обнаруживать цели на дальности в десятки километров днем и ночью, в сильный дождь и даже шторм.

Приводы горизонтального и вертикального наведения АК-176МА, которые вращают вправо и влево башню, а также поднимают вверх и вниз само орудие, оснащены цифровой системой передачи информации , благодаря которой артиллерийская установка, получив команду оператора или бортовой информационной системы корабля, перемещается с очень высокой точностью.

Убийца авианосцев >>

Сочетание высоких баллистических характеристик новейшей корабельной пушки и электронной системы управления обеспечивает АК-176МА полное превосходство над ближайшим конкурентом - 76-миллиметровой артиллерийской установкой итальянской фирмы Oto Melara.

Созданная в конце 60-х годов универсальная артиллерийская установка 76/62 принята на вооружение практически всеми крупными зарубежными флотами, включая и ВМС США , где ей присвоено обозначение Mk 75. Исключение составляют лишь ВМС Франции, Великобритании и Швеции, где используются артиллерийские установки собственной разработки.

Установка предназначена для поражения быстроходных надводных кораблей малого водоизмещения и катеров, нанесения огневых ударов по береговым сооружениям и борьбы с противокорабельными ракетами, маневрирующими на конечном участке траектории. При маневрировании ракеты ЭВМ системы управления стрельбой вычисляет новое упрежденное место встречи, команда на корректировку траектории снаряда передается по радиоканалу и отрабатывается с помощью шести пороховых двигателей, расположенных вблизи центра тяжести снаряда. Скорость вращения снаряда благодаря раскрывающемуся хвостовому стабилизатору уменьшена до 200 об/мин, а траектория его полета может быть изменена на 15°. Снаряд весом 6,66 кг начинен 500 г взрывчатого вещества и 1100 г вольфрамовых кубиков, которые при подрыве заряда взрывчатого вещества контактным взрывателем надежно поражают крылатую ракету .

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» >>

АК-176МА выпускается в модульном исполнении и включает кроме модуля собственно артустановки, также выполненные в виде модулей, главный распределительный щит и пульт дистанционного управления. Модуль артиллерийской установки состоит из надпалубной и подпалубной частей. Станок и люлька изготовлены из легкого антикоррозийного алюминиевого сплава. В механизмах вертикальной и горизонтальной наводки используются электродвигатели с высокой удельной мощностью и очень малой инерцией.

В настоящее время АК-176МА проходит испытание на борту пограничного сторожевика 1-го ранга «Полярная звезда», головного корабля проекта 22100 «Океан», который должен быть передан погрануправлению до конца текущего года.

Проведенные стрельбы показали полное соответствие характеристик новейшей артиллерийской установки указанным в тактико-техническом задании. На «Полярной звезде» и ее «систершипах» (серийных кораблях одного проекта) будут стоять АК-176МА в классических куполообразных башенных установках, так как радиолокационная незаметность для таких кораблей не так важна. В то же время на малых ракетных кораблях проекта 22800 АК-176МА будет исполнена в специальной стелс-башне с большим количеством углов, необходимых для отражения электромагнитных волн.

Малый ракетный корабль Черноморского флота «Серпухов» сменит «Зеленый Дол» >>

Радиолокационные волны отражаются в первую очередь от надстройки корабля и артиллерийских установок, которые из-за своей формы и большей концентрации метала в конструкции зачастую при облучении вражеской РЛС служат главным демаскирующим признаком. Поэтому стелс-башня АК-176МА гарантированно защитит корабли от обнаружения радиолокационными средствами противника.

P .S . 17 марта 2017 года на судостроительном заводе "Море" в Феодосии прошла церемония закладки нового малого ракетного корабля "Охотск". Это уже второй МРК проекта 22800 "Каракурт". Производство первого, под именем "Шторм", стартовало на полуострове в мае 2016 года, а третий собираются заложить в конце 2017.

Технологический цикл строительства - порядка 32 месяцев. Поэтому сдавать корабли будут в период с 2018 по 2020 годы. Всего Военно-морскому флоту России передадут восемнадцать "Каракуртов". Три из них построят в Крыму, пять в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе, а остальные в Ленинградской области, на предприятии "Пелла" .

* Конструкторское бюро «Арсенал» (г. Санкт-Петербург) более 60 лет специализируется на разработке артиллерийских установок (АУ) различных калибров и корабельных ракетных пусковых установок. В течение 1949-1980 гг. КБ «Арсенал» разработало для вновь строившихся, а также проходивших модернизацию боевых надводных кораблей более 12 типов полуавтоматических и автоматических зенитных и универсальных АУ калибра 45, 57, 76, 100 и 130 мм. Практически все корабли ВМФ РФ водоизмещением более 600 тонн вооружены АУ, разработанными конструкторским бюро «Арсенал».

Военные корабли - это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».

О проекте

В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.

История проекта

История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.

Технические характеристики

Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение - 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая - фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания - около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?

Вооружение

Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.

Особенности конструкции корпуса

У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.

Силовая установка

Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.

Особенности вооружения

Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки - это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.

Мореходность

Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками - «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.

«Ураган»

Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.

«Тайфун»

В тот же день, 24 декабря, на том же заводе "Пелла" было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.

«Шторм»

Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже - в 2019 году.

«Шквал»

29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».

Дальнейшие планы

Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.

Текущие планы по развитию военно-морского флота предусматривают строительство большого числа малых ракетных кораблей нескольких проектов. Со временем одними из основных представителей этого класса станут корабли проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время ведется строительство сразу нескольких подобных кораблей, один из которых уже был спущен на воду. По сообщениям министерства обороны, в самое ближайшее время за ним последует второй.

5 ноября департамент информации и массовых коммуникаций министерства обороны России опубликовал новые сведения о текущих работах в области военного кораблестроения и о планах на ближайшее будущее. Сообщается, что уже в ноябре текущего года состоится спуск на воду малого ракетного корабля «Тайфун». Этот корабль является первым серийным, построенным по проекту 22800. Как напоминают военные, головной корабль проекта «Каракурт», получивший имя «Ураган», уже находится у причала судостроительного предприятия и достраивается на плаву.

Строительство головного и первого серийного «Каракуртов» ведется на заводе «Пелла» в г. Санкт-Петербург. В недавнем прошлом это предприятие получило крупный заказ на семь малых ракетных кораблей. Большая половина этого заказа будет выполнена на производственных мощностях в Отрадном. Также к работам привлечена площадка «Пеллы» в Крыму.

Сроки сдачи двух первых кораблей проекта 22800 в новом сообщении Минобороны не уточнялись. Впрочем, ранее утверждалось, что «Ураган» и «Тайфун» поступят на службу до конца 2018 году. Их предполагается передать Балтийскому флоту. Ранее указывалось, что в следующем году военно-морской флот может получить до четырех «Каракуртов», строящихся на разных предприятиях. В дальнейшем строительство будет продолжаться в течение длительного времени, вплоть до полного выполнения имеющихся планов.

Напомним, проект малого ракетного корабля 22800 с шифром «Каракурт» был создан специалистами Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Военно-научное сопровождение проектных работ осуществлялось Военным учебно-научным центром ВМФ России. Первая открытая демонстрация материалов по проекту 22800 состоялась два года назад в рамках международного военно-технического форума «Армия-2015». В тот же период были подписаны первые контракты на строительство части требуемых флоту кораблей.

Строительство головного МРК «Ураган», уже спущенного на воду, и первого серийного корабля «Тайфун», который только предстоит отправить к достроечной стенке, стартовало в самом конце позапрошлого года. 24 декабря 2015 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» состоялась торжественная церемония закладки двух новых ракетных кораблей. К настоящему времени удалось получить первые серьезные результаты. 29 июля 2017 года, по результатам нескольких этапов строительства, головной корабль был спущен на воду и теперь достраивается на плаву. Как сообщает министерство обороны, в течение нескольких следующих недель то же произойдет и с первым серийным «Каракуртом».

Третий корабль проекта (второй серийный) получил имя «Шторм» и был заложен в мае прошлого года. В качестве площадки для его строительства были выбраны производственные мощности в г. Феодосия, с недавних пор переданные заводу «Пелла». На данный момент феодосийские судостроители заняты сборкой и монтажом основных конструкций будущего «Шторма».

29 июля и 24 декабря прошлого года на площадке «Пеллы» в Отрадном были заложены МРК «Шквал» и «Буря». Эти корабли так же пока находятся на ранних стадиях строительства. В середине марта текущего года предприятие в Крыму начало строить корабль «Охотск». Также существует контракт на седьмой корабль «Циклон», однако его исполнение пока не началось. В общей сложности в обозримом будущем предприятие «Пелла», имея в своем распоряжении два завода, должно будет передать флоту семь кораблей проекта 22800, из которых шесть находятся на разных стадиях строительства.

Согласно планам военного ведомства, российскому флоту нужно не менее 15-20 малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Выполнение подобных планов силами одного судостроительного завода связано с определенными ограничениями, из-за чего к программе помимо «Пеллы» были привлечены другие предприятия. Так, в августе прошлого года Минобороны подписало контракт с Зеленодольским заводом им. А.М. Горького. Это соглашение предусматривает строительство пяти кораблей со сдачей всей серии до 2020 года включительно.

Согласно отчету Зеленодольского завода за прошлый год, осенью или в начале зимы 2016-го в цехах предприятия состоялась закладка двух первых МРК проекта 22800. По имеющимся данным, эти корабли были названы «Муссоном» и «Пассатом». Корабли «Бриз», «Торнадо» и «Смерч» на данный момент существуют только в планах. Их закладка состоится в течение нескольких следующих лет.

Далее планируется построить еще шесть кораблей, необходимых Тихоокеанскому флоту. Такой заказ должен получить Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре). Любопытно, что министерство обороны уже выбрало исполнителя работ, но пока не заключило контракт с ним. Летом этого года было объявлено, что новый официальный заказ на серийные «Каракурты» появится только в 2018-м. Это позволяет примерно представить сроки начала строительства и сдачи последнего из заказанных кораблей. По всей видимости, строительство в Комсомольске-на-Амуре завершится в первых годах следующего десятилетия.

Таким образом, в течение нескольких ближайших лет – не позднее середины двадцатых годов – российская судостроительная промышленность построит и передаст военно-морскому флоту 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Общая продолжительность программы строительства, стартовавшей в 2015 году, достигнет 8-10 лет. Подобное сочетание затрат времени и количества подобных кораблей может быть самым настоящим поводом для гордости судостроителей.

Прямым следствием ожидаемого сравнительно быстрого выполнения планов является получение заметных результатов уже в течение двух первых лет строительства. Так, к настоящему времени Ленинградский завод «Пелла» успел спустить на воду головной МРК «Каракурт». После завершения достройки на плаву, ожидаемого в обозримом будущем, корабль выйдет на испытания. Не позднее конца 2018 года «Ураган» планируется передать заказчику. Так же на следующий год запланирована сдача первого серийного корабля, который пока находится на стапеле, но уже готовится к спуску на воду.

Проект 22800 «Каракурт» предлагает строительство кораблей малого водоизмещения с ударным вооружением, в определенной мере похожих на более старые ракетные катера. При этом в основе проекта лежат современные решения, а также вооружения, соответствующие всем имеющимся требованиям. От других современных МРК российской разработки перспективные «Каракурты» должны отличаться более высокими характеристиками мореходности, позволяющими им работать в открытом море.

Корабли проекта 22800 должны иметь водоизмещение 800 т при длине 67 м и ширине 11 м. Обводы корпуса соответствуют предъявленным требованиям к мореходности. Корабли предлагается оснащать дизель-электрической энергетической установкой. Три дизельных двигателя М-507Д-1 и такое же количество дизель-генераторов ДГАС-315 должны обеспечивать движение со скоростью до 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости достигает 2500 миль. Автономность по запасам – 15 суток.

Проект предусматривает использование разнообразного вооружения, предназначенного для нанесения удара по удаленным целям и защиты от нападения с моря или с воздуха. Имеется комплекс артиллерийских средств в составе автоматической установки АК-176М с 76-мм орудием и двух зенитных автоматов АК-630 калибром 30 мм. Ранее утверждалось, что часть кораблей вместо систем АК-630 получат морскую версию ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Также на борту корабля имеется две установки для крупнокалиберных пулеметов «КОРД». Для усиления противовоздушной обороны экипаж может использовать переносные зенитные ракетные комплексы.

Высокий ударный потенциал «Каракурта» должен обеспечиваться ракетным комплексом «Калибр». В надстройке корабля монтируется универсальная вертикальная пусковая установка 3С-14 с восемью ячейками. Она может применяться для запуска ракет П-800 «Оникс» или изделий семейства «Калибр». Состав ракетного боекомплекта, назначение ракет и их пропорции в боезапасе определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами. В зависимости от типа загруженных ракет, МРК проекта 22800 способен атаковать надводные и береговые цели на дальностях не менее нескольких сотен километров.

По имеющимся данным, основным средством обнаружения воздушных и надводных объектов на корабле «Каракурт» является радиолокационная станция «Минерал-М». Также заявлены современные боевая информационно-управляющая система, средства навигации, комплекс радиоэлектронной борьбы, системы связи и т.д.

Ранее утверждалось, что малые ракетные корабли проекта 22800 рассматриваются в качестве дополнения к строящимся МРК проекта 21631 «Буян-М», отличающимся менее высокими мореходными характеристиками. На данный момент запланировано строительство 12 кораблей «Буян-М» и 18 «Каракуртов». По результатам реализации всех имеющихся планов и выполнения подписанных контрактов военно-морской флот России получит три десятка новых кораблей сравнительно малого водоизмещения, несущих достаточно мощное артиллерийское и ракетное вооружение.

К настоящему времени военно-морской флот успел получить пять малых ракетных кораблей проекта 21631, строительство которых стартовало в начале текущего десятилетия. Более новые МРК проекта 22800 пока не успели поступить в боевой состав флота, но момент начала их службы приближается. На следующий год запланированы сразу несколько церемоний передачи новых кораблей заказчику. При отсутствии серьезных проблем к началу 2019-го в составе ВМФ России будет три или четыре «Каракурта». Головной корабль уже достраивается у стенки, а первый серийный, как сообщается, в скором времени будет спущен на воду.

Таким образом, как уже состоявшиеся, так и ожидаемые события продолжают амбициозную программу модернизации флота за счет строительства новых кораблей разных классов.

По материалам сайтов:
http://function.mil.ru/
http://pellaship.ru/
https://ria.ru/
https://kommersant.ru/
http://tass.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Под Петербургом. Представители этого семейства отправятся на каждый флот и в будущем станут существенной опорой любой эскадры в ближней морской зоне. ТАСС рассказывает о преимуществах и особенностях новых морских "хищников" Российского флота.

Предыстория проекта

О планах заказать малые корветы океанского класса весной 2015 года объявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов. Подробнее о корветах нового типа, вооруженных крылатыми ракетами, рассказал в ходе Военно-морского салона летом того же года адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главнокомандующего ВМФ России.

Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, на замену, к примеру, проекту 11356 приступаем к строительству новой серии - малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту, - проект 22800. Такая работа проводится сегодня, и мы надеемся, что к концу года будет заложен первый корабль

Виктор Чирков

экс-главком ВМФ РФ, адмирал

Он уточнил, что серия будет состоять из 18 кораблей. Отвечая на вопрос, будут ли новые корветы дополнять уже строящиеся фрегаты, адмирал отмечал, что в связи с импортозамещением были разработаны новые тактико-технические требования. По его словам, корабли проекта 22800 будут обладать "возможностью нанесения ударов по кораблям, ведения ПВО и других задач", как и фрегаты типа "Адмирал Григорович".

Развитие проекта

Правда, по сравнению с фрегатами проекта 11356, которые имеют водоизмещение около четырех тысяч тонн, корабли 22800 будут выглядеть настоящими крохами, ведь их водоизмещение составляет всего 800 тонн.

Уже осенью 2015 года заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению Виктор Бурсук пояснил, что новейшие корветы легкого класса должны рассматриваться, скорее, как дополнение и продолжение проекта малых ракетных кораблей проекта 21631 "Буян-М" водоизмещением около 950 тонн. "Буяны", спроектированные для Каспийского моря, отлично показали себя и в Средиземноморье, однако их мореходность, по данным открытых источников, страдает из-за небольшой осадки и некоторых особенностей корпуса. Исправить все эти недочеты и призван проект 22800. Он также будет вооружен ракетным комплексом "Калибр-НК" и сможет точно поражать отдаленные цели, будучи недосягаемым для противника.

Первенцы

Два первых малых ракетных корабля нового проекта 22800 были заложены на предприятии "Пелла" в Санкт-Петербурге 24 декабря 2015 года. Корабли получили имена "Ураган" и "Тайфун". Их обещали передать в состав Военно-морского флота в 2017 и в 2018 году, после завершения постройки и испытаний.

Третий корабль серии - "Шторм" - был заложен на площадке завода "Пелла" в Феодосии (завод "Море") 10 мая 2016 года. Четвертый и пятый корабли - "Шквал" и "Буря" - также были заложены в 2016 году под Петербургом, еще два - на Зеленодольском заводе в Татарстане.

По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, завод "Пелла" должен построить семь таких кораблей, пять были законтрактованы с Зеленодольским судостроительным заводом. Еще шесть кораблей предполагалось отдать дальневосточным верфям. В августе 2017 года Минобороны РФ подписало с "Пеллой" и Зеленодольским заводом дополнительные соглашения на поставку малых ракетных кораблей проекта "Каракурт".

Чем хороши "Каракурты"

Корабли нового проекта, разработанные Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз", способны развивать скорость более 30 узлов и выполнять задачи на расстоянии порядка трех тысяч миль от баз. Длина морского "хищника" составляет около 67 м, ширина - около 11 м.

морской версией зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-М".

"С определенного корабля мы будем "оморячивать" "Панцирь" и ставить на него. На "Урагане" его не будет, но третий корабль "Пеллы" пойдет уже с "Панцирем"", - сказал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Анна Юдина

В опубликованном отчёте АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2016 год говорится, что в прошлом году были заложены четыре корвета: два патрульных корабля проекта 22160 и два малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт».

3 августа 2016 года руководство предприятия сообщило о поступившем от Минобороны России заказе пяти МРК проекта 22800. Как отмечается в блоге Центра анализа, стратегий и технологий (ЦАСТ), после этой новости официальной информации о ходе исполнения госзаказа не появлялось.

Из отчёта следует, что расположенное в Татарстане предприятие уже строит как минимум два корвета проекта 22800 из пяти. Вероятно, речь идёт о кораблях «Муссон» и «Пассат». Учитывая, что контракт с Минобороны подписан почти год назад, ещё три «Каракурта» («Бриз», «Торнадо», «Смерч») должны быть заложены в течение 2017-го.

Пять МРК проекта 22800 будут построены на Зеленодольском заводе впервые. Реализация проекта началась на петербургском судостроительном заводе «Пелла» и феодосийском ССЗ «Море». Ленинградские и крымские корабелы строят шесть «Каракуртов». Контракт на один МРК был заключён с керченским ССЗ «Залив».

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» специализируется на производстве военных и гражданских судов. Продукция предприятия предназначена для использования в Чёрном, Каспийском, Балтийском и Белом морях, а также на крупных реках.

  • Строящийся для ВМФ России головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161)
  • АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

Завод был основан в 1895 году как судоремонтная мастерская. С 1934 года зеленодольские корабелы стали выпускать боевые корабли небольшого водоизмещения.

По состоянию на 2016 год в рамках гособоронзаказа зеленодольское предприятие осуществляло строительство 12 боевых кораблей (трёх МРК, двух пограничных сторожевых и трёх патрульных кораблей, двух кабельных судов и двух противодиверсионных катеров).

Из рода чёрных вдов

На проект 22800 Минобороны России возлагает большие надежды.

Новейшие корабли должны стать грозным оружием, которое будет нести боевую вахту, прежде всего, на Чёрном и Средиземном морях. Неслучайно проект получил название «Каракут» — вид пауков из рода чёрных вдов, чей укус может оказаться смертельным для животных и людей.

У МРК достаточно скромные габариты. Водоизмещение составляет 800 тонн, длина — 60 м, ширина — 10 м, осадка — 4 м. Корабль будет способен идти на 30 узлах (около 55 км/ч) и отдаляться от баз на 2,5—3 тыс. морских миль (4,6—5,6 тыс. км). Автономность плавания оценивается в 15 суток.

Главное отличие «Каракурта» от других кораблей подобного класса заключается в повышенной мореходности — способности безопасно совершать плавание при любом состоянии моря вне зависимости от погодных условий.

«Каракурт» должен превратиться в полноценную боевую единицу на морских просторах. Благодаря комплексу «Калибр-НК» его предшественники также обладают сокрушительной ударной мощью, но чувствуют себя комфортно только вблизи морских баз.

Предполагается, что «Каракурт» заменит в Средиземном море ракетно-артиллерийские корабли ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М», которые также строит Зеленодольский завод. На данный момент предприятие уже сдало ВМФ пять кораблей, ещё столько же находится в процессе постройки, по двум подписан контракт.

Боевое применение «Буянов» в сирийской операции эксперты оценили как успешное. 7 октября 2015 года МРК Каспийской флотилии «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» провели пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство»*. Цели, которые располагались на расстоянии 1,5 тыс. км, были поражены.

  • Малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М»)
  • Wikimedia Commons

Однако два похода «Буянов» в Средиземное море, которые состоялись в 2016 году, продемонстрировали недостаточные мореходные качества проекта 21631. В связи с этим в октябре 2016 года МРК «Серпухов» и «Зелёный Дол» были переведены из состава Черноморского флота в Балтийский.

Под «Панцирем» и с «Калибром»

Широкая публика впервые узнала о проекте 22800 летом 2015 года. Макет корабля был представлен на международном форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Разработчиком «Каракута» является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).

Первые два корабля, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», были заложены в декабре 2015 года на петербургском судостроительном заводе «Пелла». В июле и декабре 2016 года ССЗ заложил ещё два МРК («Шквал» и «Буря»). С мая 2016 года и марта 2017-го ССЗ «Море» строит «Шторм» и «Охотск».

Согласно текущим планам первый корабль проекта 22800 («Ураган») будет передан ВМФ в декабре 2017 года, остальные корабли пополнят российский флот в 2018—2020 годах. Ориентировочно до 2022 года в строй должны вступить 18 МРК. Сегодня в стадии постройки находятся как минимум восемь «Каракуртов», по четырём заключён контракт.

Как и «Буяны», «Каракурты» будут вооружены ракетным комплексом «Калибр», который способен поражать цели на расстоянии до 2,5 тыс. км. Противокорабельную оборону обеспечивает комплекс П-800 «Оникс», оснащённый сверхзвуковыми ракетами.

Главным новшеством вооружения «Каракурта» станет противовоздушный комплекс «Панцирь-М», который был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Разработчиком этого средства ПВО ближней зоны является тульское КБ приборостроения.

Проходящий сейчас государственные испытания «Панцирь-М» предназначен для поражения воздушных целей на расстоянии от нескольких десятков метров до 20 км. В боевом модуле собраны скоростные ракеты с радиокомандным наведением и два шестиствольных автомата калибра 30 мм.

Кроме того, геометрические формы и использование в конструкции радиопоглощающих материалов должны сделать «Каракурт» практически незаметным для радаров противника. При этом корабль будет оснащён современным радиолокационным и навигационным оборудованием.

Универсальное оружие

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT заявил, что «Каракурт» и проекты других МРК класса «река — море» направлены на реализацию нескольких важнейших для обороноспособности России задач.

«Развитие сравнительно небольших, но мощных ударных платформ позволяет России достаточно эффективно противодействовать НАТО. При этом речь идёт не только о западном флоте. Малые ракетные корабли ВМФ способны поражать почти все морские и сухопутные объекты в Европе», — отметил Корнев.

  • Швартовая команда на борту малого ракетного корабля (МРК)
  • РИА Новости

Эксперт напомнил, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) предусматривает запрет на производство и использование баллистических и крылатых ракет наземного базирования. На морские вооружения ограничения не распространяются. Таким образом, вооружённые «Калибрами» МРК позволяют сдерживать превосходящие западные ВМС.

«Преимущество малых корветов заключается в большей мобильности. Они могут перемещаться и наносить удары как с рек, так и из акваторий морей. К тому же МРК могут строить не очень крупные ССЗ, это не требует значительных бюджетных расходов», — сказал Корнев.

«У ВМС США со времён холодной войны осталась масса «Томагавков». При этом на вооружении кораблей ВМФ советской постройки преобладают противокорабельные ракеты. Комплекс «Калибр», установленный на МРК, является универсальным. Именно такое оружие сейчас необходимо российскому флоту», — резюмировал эксперт.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Загрузка...
Top