Написать экскурсию. Составление индивидуального текста экскурсии

Посмотрите на другие экскурсии в своем городе. Найдите похожие на свою и подумайте, как люди будут выбирать между вашей экскурсией и теми, что уже есть на сайте. Опишите, чем ваша экскурсия отличается от других похожих.

  1. Обозначьте идею экскурсии и ключевые темы вашего рассказа.
  2. Расскажите о своей задаче как гида: что вы хотите донести до слушателей? ради каких знаний и впечатлений стоит идти на вашу экскурсию?
  3. Объясните в тексте, почему стоит пойти на вашу экскурсию, почему гулять по городу с вами лучше, чем самостоятельно.
  4. Назовите ключевые локации и расскажите, как они помогут вам раскрыть тему экскурсии.
  5. Добавьте организационные детали:
    1. место начала экскурсии;
    2. дополнительные расходы;
    3. способ перемещения (пешком, на машине, на общественном транспорте) и др.

Как выбрать стартовую стоимость

Чтобы у вас были заказы, стоимость ваших экскурсий должна быть конкурентной. Если в вашем городе уже есть много популярных предложений с отзывами, а у вас отзывов пока нет, вам придется выделяться уникальностью экскурсии или ценой. Чтобы быстрее сделать свою экскурсию популярной и получить отзывы - установите стоимость меньше, чем у других гидов в городе.

Установите временные скидки на свои экскурсии. Вы можете указать скидку от 10% до 70%, но лучше всего работают скидки от 30%. Вместе со скидкой вы также указываете и срок ее действия. Путешественники видят, что действие скидки ограничено, и это побуждает их забронировать экскурсию. Используйте скидки, чтобы получить первые заказы и отзывы, чтобы привлечь больше заказов, а также в не самые популярные туристические сезоны.

Проведение экскурсии – очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не только глубинных знаний в областях истории и культурологи, но и навыков владения риторикой и психологией. Самый важный этап при подготовке экскурсии – составление ее плана.

Статьи по теме

Как написать экскурсию

    Как попасть на экскурсию

    Как выбрать экскурсию

    Как написать хорошую песню

    Как написать сочинение об осени

    Как провести экскурсию по музею

Инструкция

Как правило, написание плана экскурсии состоит из двух этапов: разработки маршрута и написания текста экскурсии.

Разработка маршрута является первым, с чего необходимоначинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему движения группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется экскурсия, сколько времени группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится. Если планируется экскурсия по городу с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и маршрут экскурсионного автобуса, выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации на дорогах.

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить. В то же время помните, что текст должен быть не только информативным, но и не скучным, удерживающим внимание слушателей.

Когда текст экскурсии будет написан, состыкуйте его по времени с маршрутом, чтобы ваш рассказ о каждом экспонате занимал ровно столько времени, сколько экскурсионная группа должна будет провести возле него.

Полезный совет

Чтобы экскурсия получилась интересной, важно соблюсти баланс между показом объектов и рассказом о них. Не придерживайтесь «сухого» информативного стиля: вставляйте в свой рассказ истории из жизни знаменитых людей, с именами которых связаны эти места, добавьте немного юмора. Это поможет удержать на себе внимание экскурсионной группы и не дать слушателям заскучать.

Пишем сочинение-рецензию на спектакль

Прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним, что драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса уже тем, что предназначена для постановки на сцене. Содержание ее составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговора двух или нескольких персонажей) и монолога (речи, рассказы, раскрытие мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об остановке действия, о внутреннем состоянии, поведении героев, об их мимике и жестах. Чтение не может дать полного представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство слова дополняется искусством актерской игры: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория), музыка дополняют, усиливают впечатления от спектакля. Греческое слово «драма» означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекает особенно остро и напряженно. Сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое действие раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, его место в жизни и социальной среде. Основные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия. В комедиивысмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты характера людей. Замечательные образцы комедии дала русская классическая драматургия, в которой ставились и решались с передовых позиций самые острые, злободневные общественные вопросы.

Нам с вами предстоит письменно оценить, как справились с важнейшей задачей донести до зрителя идеи автора комедии режиссер спектакля и актеры.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувства экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

«для гостей готовят экскурси ю» или «гостям готовят экскурси ю»

Оба варианта возможны.

Вопрос № 298186

Доброй ночи! Просьба уточнить такой вопрос: Есть ли слово «экскурси и-квесты» или правильно будет «квесты-экскурси и»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта.

Вопрос № 297304

Здравствуйте! Можно ли сказать (написать) "Крайнее отправление автобуса"? Речь идет о расписании экскурси й.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: последний автобус по расписанию.

Вопрос № 296752

Здравствуйте, как пишутся слова "видеоэкскурси я", "видеообзор" и подобные им, слитно, раздельно, через дефис? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова пишутся слитно.

Вопрос № 294299

Добрый день. Помогите,пожалуйста, с расстановкой запятых в предложении: Когда затихает шум экскурси й или занятий (,) и когда небо открыто для исследования, над телескопами начинают "колдовать" астрономы. и объясните, пожалуйста, почему нужна или не нужна запятая, заранее благодарю,

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна, так как союз и соединяет однородные придаточные предложения.

Вопрос № 293176

Добрый день. Как правильно писать слова, начинающиеся с медиа: медиаэкскурси я, медиачас, медиавикторина, медиапутешествие?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 292775

Добрый день. Подскажите, если организация называется Центр писателя Викулова, по как пишется в контексте без полного наименования, кратко? Например, "организуем экскурси и по Центру" или "по центру"; "руководитель Центра" или руководитель центра!? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

В большинстве контекстов корректным будет написание со строчной.

Вопрос № 291428

Для разрешения спора с руководителем прошу ссылку на правило, согласно которому пишется: Культурно-просветительская деятельность, в том числе организация экскурси й на территории МГОМЗ, не входИТ в вышеупомянутый перечень.

Ответ справочной службы русского языка

Д. Э. Розенталь рекомендовал в подобных конструкциях согласовывать сказуемое с подлежащим, а не с уточняющими (поясняющими) членами предложения: Культурно-просветительская деятельность, в том числе организация экскурси й на территории МГОМЗ, не входит в вышеупомянутый перечень (см., напр.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. 7-е изд. М., 2010. §185, п. 4) .

Ю. А. Бельчиков (см. его справочник «Практическая стилистика современного русского языка» (М., 2012)) несколько смягчает рекомендации, допуская согласование с уточняющ ими (поясняющими) компонентами. Однако это допущение не распространяется на официальный стиль, в котором написано приведенное в вопросе предложение.

Вопрос № 290285

Хотим пригласить школьников на экскурси ю в суд. Поясните, пожалуйста, как правильней будет написать: "В целях ЗНАКОМСТВА или ОЗНАКОМЛЕНИЯ с судебной системой?"

Ответ справочной службы русского языка

Грамматически верны оба варианта. С точки зрения стилистики рекомендуем использовать слово знакомство .

Вопрос № 287771

Помогите расставить знаки препинания:"После завершения ремонта гости ходили к нам как на экскурси ю."

Ответ справочной службы русского языка

Нужна только точка в конце предложения.

Вопрос № 284631

На экскурси и рассказывали о "ПРОХОДИМЫХ МЕСТАХ". Непривычно для уха, но, возможно, это правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Ошибки нет. Проходимый – доступный для прохода, проезда, переправы. Это слово фиксируется словарями русского языка.

Вопрос № 273290
Скажите пожалуйста, как правильно- Студенты уезжают на экскурси ю в Москву -на месяц или за месяц?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду, что экскурси я будет длиться месяц, то верно: на месяц.

Вопрос № 265067
Как правильно?

"Те, кто хочет записаться на экскурси ю..."

"Те, кто хотят записаться на экскурси ю..."

Спасибо,

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

Вопрос № 262339
как правильно сказать экскурси я в природу или на природу

Ответ справочной службы русского языка

Корректно (в разговорной речи): экскурси я на природу . Но: экскурси я в лес, в парк.

Вопрос № 254351
Правильно ли сказать: "посетить экскурси ю"?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое выражение некорректно.

Вступление.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон» . Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган - не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: "Пойдем к кургану, к Малахову". Курган постепенно стали называть его именем.

Курган внешне, может, и не очень впечатляет - холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.

Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским .

Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.

В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.

Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.

На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное - это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название "Малахов курган" стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула "герцог Малаховский". В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться "Малакоф".

Прославился курган и во время второй обороны Севастополя. Поэтому Малахов курган - мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.

Основная часть

Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор - усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице

Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке, на которой находятся два памятника. Тот, что слева - времен Крымской войны, справа - Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.

Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.

Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится - небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году над братской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.

Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.

Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: "Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата". На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».

В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.

С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.

А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие. Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки - 130 мм, дальность стрельбы - 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями - первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев - «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.

Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца "Бойкий". Они точно такие же, как были на эсминце "Совершенный", и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.

Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник - старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия - все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня, в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон - единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.

5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.

Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова

28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер - ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.

В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!". Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него...» Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным "Ура!". С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.

Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа - фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника - крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.

Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.

Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган - место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта - П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.


Похожая информация.


Загрузка...
Top