Презентация на тему архитектура нидерландов эпохи возрождения. Архитектура и архитектурные стили

«Духовная жизнь Серебряного века» - Имажинизм. Валовая Г.Е. Дорога дня пестра и широка – Но не сорвать мне черное запястье! Музыка. Акмеизм. Вадим Шершеневич (1893 – 1942) Эскизетта Белые золотой сургуч… Анна Ахматова (1889 – 1966) Двадцать первое. Казимир Малевич «Крестьянка» 1928-1932 год. Н.Е. Жуковский (1847-1921) К.Э. Циолковский (1857-1935) И.П. Павлов (1849-1936).

«Культура России 19 века» - Затем началась регулярная застройка города. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. Презентация на тему «Русская культура в конце 19 начала 20 века». Продолжало развиваться книгоиздательское и журнальногазетное дело. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи.

«Футуризм» - Поэтическое творчество укладывается в математические нормы. «Пощечина общественному вкусу». Алексей Крученых (1886-1968). Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Стремление дать новое название вещам. Принципы русского футуризма. Футуризм. Эстетическая программа футуристов.

«Живопись России 19 века» - Картина о природе. Натюрморт. Художники XIX века. Изображение человека. Работа в парах. Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Изображение различных предметов. Искусство 19 века, в котором заметную роль сыграли русские художники, переоценить невозможно. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутого духом всестороннего отражения жизни народа.

«Русская культура XVI века» - Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. Декоративно - прикладное искусство. Фреска. 1502-1503 гг. Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века. Возросли масштабы каменного строительства. Москва. Колокольня Ивана Великого.

«Иконопись Древней Руси» - Икона – священный предмет церковного искусства. Икона – Путь Благодати. Икона – образно выраженная молитва. Я в храме. Что мы знаем про иконы? Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться… Что такое ИКОНА? Икона – окно в духовный мир, мир горний. Чистякова Н.В.

Всего в теме 12 презентаций

Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.


Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.


Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству.


Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол () возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария-дель- Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.



Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале-дельи-Инноченти) во Флоренции () на площади Аннунциаты первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев.



Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шести колонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.



Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.




Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (), трехэтажном ренессансном дворце с внутренним двором и помещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустовку с гладкой шлифованной поверхностью.


Церковь Санта-Мария Новелла (, Флоренция)


В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе,). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения.


Так же эпоха Раннего Возрождения бота и другими архитекторами, такими как: Микелоццо ди Бартоломео который создал палаццо Медичи-Риккарди ()




На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. На протяжении столетий интересы Венеции, процветающей торговой республики, были связаны преимущественно с Византией и другими странами Востока. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рынков, включив их в орбиту собственно итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Кад Оро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, еще сохраняет множество готических черт. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики.


К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (), созданный Пьетро Ломбардо (ок и Марко Кодуччо (ок). Фасад дворца, так же как и фасад флорентийских палаццо, расчленен на три этажа, но в его центре выделена ажурная лоджия; подчеркнута также особая легкость, живописность, праздничность его архитектуры. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Нередко нарушая классические правила, они создавали декоративные и несколько фантастические фасады, облицованные цветным мрамором.







Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции.


Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от "стиля эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец - индивидуальных авторских стилей. "Стиль эпохи" (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.


Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.


Развитие стилей асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному, однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному и резко - от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет - от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей - первый. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей. Романский стиль готический стиль


В пределах готики затем зреет ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили. То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение). ренессанс С возникновением ренессанса снова наступает период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир. бароккорокококлассицизмампир


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Слово произошло от латинского romanus - римский. Англичане называют этот стиль "норманнским". Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм- крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка



ГОТИКА От итальянского gotico - готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в средневековый период. Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер всего средневекового искусства; в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства. Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику. Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов. Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево /что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы - контрфорсы/. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи.



ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение) на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху Р. складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний Р. и высокий; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.


БАРОККО Стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI- XVII (В некоторых странах - до сер. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco - причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.



РОКОКО Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille - раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Р.возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Р. была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество - черты, свойственные Р. и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. В основном Р.проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для Р. характерно тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве Р. господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж.М. Оппенора, Ж.О Мейсонье, Г.Ж. Боффрана)стиль Р. вплоть до сер. ХIХ. называли "стилем Людовика ХV".



КЛАССИЦИЗМ Стиль в европейском искусстве XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Название стиля происходит от латинского classicus - образцовый. Обычно разделяют два периода в развитии К. Сложился он в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVШ век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Архитектуре К. свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера К. никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля.)



АМПИР Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции. А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов. А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. Архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклетики.


Цели урока:

  • Познакомить с архитектурой Возрождения;
  • Рассмотреть особенности архитектуры раннего ренессанса; высокого Возрождения и позднего ренессанса;
  • Расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений;
  • Воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

Задание на урок.

Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения?


Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари.

Вазари писал: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями».


Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески 1377-1446 гг. Он начал свою деятельность как победитель (вместе с Гиберти) конкурса на декорирование дверей Флорентийского баптистерия.


Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний – 15 век, зрелый – 16 век и поздний.

Палладио в Виченце. Д. Аркин

Архитектор Виньола. Вилла папы Юлия III


Ранний Ренессанс в Италии

Архитектура становится более строгой и верно найденной в пропорциональном отношении. Орнамент используется мало, от архитектуры ждут монументальности, представительности, а в некоторых наиболее значительных сооружениях - величественности. Поздний период явился дальнейшим развитием предыдущего, но в нем проявляются и новые черты - стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных форм. Возникает известная противоречивость между стремлением к официальной, академической строгости архитектуры и тягой к живописности. Последняя тенденция в дальнейшем получила полное развитие в архитектуре барокко.


Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения (ранний ренессанс).

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.




В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. Уникальное творение инженерного гения - построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, стал символом Флоренции.

Его диаметр составляет 42 метра, высота 91 м от пола собора, световой фонарь высотой 16 м. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн.


Церковь Сан-Лоренцо была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения. В основе архитектурной композиции лежат квадраты: четыре больших образуют хоры, средокрестие и крылья трансепта; еще четыре объединены в центральный неф; остальные квадраты, составляющие 1/4 от больших, образуют боковые нефы и примыкающие к трансепту капеллы (в первоначальный проект не входили прямоугольные капеллы с внешней стороны боковых нефов). Однако, можно заметить некоторые отклонения от этого плана. Так, например, длина крыльев трансепта немного больше, чем их ширина, а длина центрального нефа не в 4, а в 4,5 раза больше его ширины" X. В. Янсон.

Церковь Сан-Лоренцо


Капелла Пацци, Флоренция

прямоугольную в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем. Над центральным квадратом располагается зонтичный купол, а боковые части перекрыты цилиндрическим сводом. Лоджия главного фасада ограничена портиком на шести коринфских колоннах. Свод галереи покрыт большим количеством тонкой по лепке орнаментации, характерной для стиля раннего итальянского Возрождения.


Интерьер капеллы Пацци

Брунеллески использовал излюбленное сочетание прямых и закругленных линий, придающее системе членений такую мягкость. Окна купола, медальоны арками и окнами, окна над архивольтами арок также имеют круглую форму. Простенки не перегружены украшениями, они намного легче обрамления (пилястр), и между ними и обрамлением остается свободное пространство. Это и порождает то ощущение легкости и особой прозрачности, которое вызывает интерьер капеллы Пацци.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

На фасадах палаццо Медичи - суровых и сдержанных, «оскованных» постепенно убывающим от этажа к этажу рельефом больших рустованных камней,- мотив, характерный для флорентийского раннего Возрождения,- ордера применены лишь в виде небольших колонок, разделяющих парные окна (тема двойных окон перешла в архитектуру Ренессанса из романо-готического зодчества).



Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – высокий ренессанс. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.


Собор Св. Петра в Риме

В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. В центре задуман был огромный купол, диаметром равный куполу Пантеона.


Палаццо Фарнезе, Рим

Палаццо Фарнезе представляет собой трехэтажное здание, расчлененное в декорировке фасада на три яруса-этажа, имеет гладкую поверхность стены, облицованную мелким кирпичом-плинфой. Рустовка применена лишь в углах и в обрамлении центральной надвратной арки.


Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии

Двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение, в первом этаже которого за галереей находятся торговые помещения, а во втором - собственно библиотека, оформлено ордерными аркадами.

Библиотека Св. Марка, Венеция


Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанса приходится на вторую половину XVI - начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения - скульптуры.


Поздний Ренессанс

Завершение строительства собора Св. Петра

Микеланджело оценил по достоинству идею Браманте, он уменьшил общую площадь застройки, значительно упростил структуру плана, отказался от угловых башен и от второстепенных купольных пространств, усилил стены и подкупольные пилоны.


Площадь Капитолия, Рим

Дворец представляет собой двухэтажное здание с открытой лоджией по первому этажу. Оба этажа объединены высоким ордером.


Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо

Верхняя часть надгробий обработана в виде двух симметрично расположенных волют, на которых возлежат в напряженных позах фигуры, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь, впервые в надгробиях были помещены фигуры в натуральную величину, именно эти статуи вызывали особое восхищение современников мастера.


Библиотека Лауренциана, Флоренция

Она состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей.

Архитектура эпохи раннего Возрождения

Конспект урока по МХК в 8 классе

Составил: Петухов Александр, 222 гр.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: Лекция-визуализация

Цель: Сформировать у учащихся знания об архитектуре эпохи раннего Возрождения.

Образовательная: сформировать и расширить у учащихся знания об архитекторах эпохи раннего Возрождения.

Развивающие:

    Развить способность определять архитектуру раннего Возрождения по ее особенностям (развитие навыка анализа архитектуры)

    Развить у учащихся память и творческое мышление

Воспитательная: воспитать в учащихся внимание.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора.

План урока

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Мотивация учащихся. Работа с эпиграфом

Лекционный материал «Шедевры архитектуры эпохи раннего Возрождения»

Творческое задание: проектирование здания (работа в парах)

Проверка творческого задания. Выбор лучшего здания

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовности к учебному занятию.

2. Мотивация учащихся

Учитель: Перед вами на экране афоризм (слайд 1) Кто знает его автора? Не буду долго вас мучить, на самом деле автор этого афоризма неизвестен. Итак, следующий вопрос. Какой будет тема нашего урока? Отлично. Но ведь мы не сможем изучить всю архитектуру за один урок! Поэтому внимание на экран. Перед вами здание (слайд 2) К какому периоду, по вашему мнению, оно относится? Оно относится к периоду раннего Возрождения. О его авторе и других строениях этого периода мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

3. Лекционный материал

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Записать в тетради (слайд 4): Кватроче́нто (итал. quattrocento, «четыреста»)- общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции (слайд 5).

Записать в тетради (слайд 6): Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική - «дом базилевса, царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

(слайды 7-8) Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

В многонефной базилике (слайд 5) нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. Данная базилика построена Филлипо Брунеллески.

Записать в тетради (слайд 9): Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

В течение раннего Возрождения в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах - расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий.

Записать в тетради (слайды 10-11):

Архитрáв (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

Записать в тетради (слайд 12):

Архитектурный ордер (лат. ordo - строй, порядок) - тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя системe пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов.

Капите́ль (от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители (слайд 13) Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы.

Записать в тетради (слайд 14): Пиля́стр (также пиля́стра, от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них - элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) (слайд 15) и палаццо Питти (слайд 16), созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса.

Очень интересным зданием является Чертоза, находящаяся в итальянском городе Павия (слайд 17) Дело в том, что на самом деле данное здание хоть и выполнено уже в стиле Возрождения, на самом деле изначально было задумано как готическое здание. Данная церковь была заложена 27 августа. Своим окончательным видом Чертоза обязана.

Записать в тетради (слайд 18): Джованни Антонио Амадео(итал. Giovanni Antonio Amadeo, 1477, Павия - 1522, Милан) итальянский скульптор и архитектор.

Палаццо Корнер-Спинелли (слайд 19) ((итал. Palazzo Corner-Spinelli) - дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Сан-Марко.

Это один из лучших ренессансных дворцов Венеции. Был построен с 1480 по 1500 год архитектором Мауро Кодуччи.

Записать в тетради: Мауро Кодуччи (1440-1504) - итальянский скульптор и архитектор ранней эпохи Возрождения.

Мауро Кодуччи родился в 1440 году близ Бергамо. До 30 лет проживал в Ломбардии, где обучался скульптуре. Примерно в 1468 году, Мауро приезжает в Венецию. Примечательно, что в это же время в Венецию приезжает другой выдающийся архитектор - Пьетро Ломбардо, с которым в дальнейшем Мауро связывали многие совместные работы.

Записать в тетради (слайд 20): Пьетро Ломбардо (1435-1515) - итальянский скульптор и архитектор ранней эпохи Возрождения. Родился в Швейцарии в селении Карона.

Великолепный дворец Вендрамин-Калерджи (слайд 21) (Palazzo Vendramin Calergi) был построен в конце XV - начале XVI века, между 1481 и 1509 гг. Над его постройкой работал итальянский архитектор Пьетро Ломбардо.

Дворец венчает великолепный антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и нависающего над ними карниза. В качестве объединяющих элементов выступают верхние арки, соединенные с колоннами кольцами.

Записать в тетради (слайды 22-23):

Антаблеме́нт (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены,состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Архитектурной особенностью дворца являются закруглённые сверху двойные арочные окна и каменная кладка первого этажа. Дворец стал прототипом для многих городских зданий.

Дворец до́жей (слайд 24) (итал. Palazzo Ducale) в Венеции - великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами предположительно архитектором Филиппо Календарио.

Записать в тетради (слайд 25) : Филиппо Календарио (первые годы XIV века - 1355) - венецианский архитектор и скульптор, предполагаемый строитель Дворца дожей в Венеции.

В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, после чего была восстановлена.

Это главное здание Венеции было, прежде всего, резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд, вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Гости города, которые причаливали к самому дворцу со стороны Пьяцетты, оказывались, таким образом, у ног правителя Республики.

4. Творческое задание. Работа в парах.

Учитель предлагает ученикам побыть в роли архитекторов и попробовать нарисовать (спроектировать) здание в стиле эпохи раннего Возрождения, на основе знаний, полученных при изучении лекционного материала. Возможна работа в малых группах (при большом количестве учащихся):

«Представьте, что вы и ваш сосед по парте - архитекторы эпохи раннего Возрождения. Вам поручили построить здание. Используя знания, полученные на уроке, попробуйте спроектировать внешний вид своего собственного здания. Как оно будет выглядеть, зависит от вашей фантазии. Включите в здание элементы декора, свойственные той эпохе».

5. Проверка творческого задания

Ученики (малые группы) показывают свои строения и доказывают, что они выполнены в заданном стиле. Выбирается лучшее здание.

6. Подведение итогов урока (слайд 27)

Опрос учеников:

1. Назовите основных архитекторов эпохи раннего Возрождения.

2. Для чего предназначались здания, о которых шла речь на уроке?

3. Какие элементы здания вы запомнили?

2. Подготовить доклад об одном из строений эпохи раннего Возрождения (3 здания, по одному на ученика, индивидуально).

Загрузка...
Top